Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТАШТЫ́КСКАЯ КУЛЬТУ́РА

  • рубрика

    Рубрика: Археология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 31. Москва, 2016, стр. 714-715

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: И. Л. Кызласов
Таштыкская культура. Женская погребальная маска из могильника Оглахты (по Э. Б. Вадецкой).

ТАШТЫ́КСКАЯ КУЛЬТУ́РА, ар­хео­ло­гич. куль­ту­ра око­ло ру­бе­жа н. э. – 5 в. в бас­сей­нах Ср. Ени­сея и То­ми. Све­де­ния с 1772 (П. С. Пал­лас), рас­коп­ки мо­гил с 1863 (В. В. Рад­лов), скле­пов с 1883 (А. В. Ад­риа­нов). Вы­де­ле­на С. А. Те­п­ло­ухо­вым в 1920-х гг. На­зва­на по мо­гиль­ни­ку на р. Таш­тык. На­зем­ные мно­го­уголь­ные стол­бо­вые и сруб­ные до­ма. Бре­вен­ча­тые скле­пы-по­лу­зем­лян­ки с по­лом, по­тол­ком, по­ла­тя­ми (до 200 по­гре­бён­ных) и грун­то­вые мо­ги­лы в сру­бах с на­ка­том (2–4 по­гре­бён­ных). Тру­по­по­ло­же­ния, в т. ч. ис­кусств. му­мии; тру­по­сож­же­ния, пе­пел – в ко­жа­ных ма­не­ке­нах, на­би­тых тра­вой; по­гре­баль­ные гип­со­во-гли­ня­ные рас­пис­ные мас­ки, бюс­ты; со­хра­ни­лись при­чёс­ки, оде­ж­да, поя­са с брон­зо­вы­ми час­тя­ми в осо­бом сти­ле. Ба­ноч­ные, кув­ши­но-, куб­ко-, кот­ло­вид­ные ке­ра­мич. со­су­ды ук­ра­ше­ны на­ле­па­ми, тыч­ка­ми, штам­па­ми. Де­рев. мис­ки, ко­рыт­ца, бо­чон­ки, ков­ши, фи­гур­ки лю­дей, ско­та. Ми­ни-мо­де­ли ору­жия, сбруи, по­су­ды; аму­ле­ты в ви­де 2 кон­ских го­лов и др. На мо­гиль­ни­ках – ря­ды по­ми­наль­ных стел, ям­ки с ос­тат­ка­ми пи­щи. Рез­ные ри­сун­ки (пе­шие и кон­ные вои­ны, жи­вот­ные, разл. сце­ны и др.) на де­рев. план­ках, пред­ме­тах, сте­лах, ска­лах. Вы­со­ко­раз­ви­тые ме­тал­лур­гия, ме­тал­ло­об­ра­бот­ка. Свя­зи с Ки­та­ем (зон­ты, тка­ни, зер­ка­ла, мо­не­ты), Ср. Вос­то­ком, Ин­ди­ей; ока­за­ла су­щест­вен­ное влия­ние на со­се­дей. Па­хот­ное зем­ле­де­лие (в т. ч. по­лив­ное), раз­ве­де­ние ко­ров, овец, во­лов, ло­ша­дей, се­вер­ных оле­ней, кур. В ан­тро­по­ло­гич. ти­пе – сме­ше­ние ев­ро­пео­и­дов и мон­го­лои­дов. Т. к. сло­жи­лась на ба­зе те­син­ской куль­ту­ры, от­ра­жая слия­ние ме­ст­ных уг­ро-са­мо­дий­цев и ке­тов с при­шлы­ми кыр­гы­за­ми, уп­ро­чив тюр­ки­за­цию ре­гио­на. Ста­ла ос­но­вой чаа­тас куль­ту­ры, на­чав ге­не­зис ха­ка­сов.

Лит.: Ки­се­лев С. В. Древ­няя ис­то­рия Юж­ной Си­би­ри. М., 1951; Кыз­ла­сов Л. Р. Таш­тык­ская эпо­ха в ис­то­рии Ха­кас­ско-Ми­ну­син­ской кот­ло­ви­ны. М., 1960; Ва­дец­кая Э. Б. Ар­хео­ло­ги­че­ские па­мят­ни­ки в сте­пях Сред­не­го Ени­сея. Л., 1986; она же. Древ­ние мас­ки Ени­сея. Крас­но­ярск; СПб., 2009; Кузь­мин Н. Ю. По­гре­баль­ные па­мят­ни­ки хун­но-сянь­бий­ско­го вре­ме­ни в сте­пях Сред­не­го Ени­сея. СПб., 2011.

Вернуться к началу