Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МА́МОНТОВ

Авторы: О. С. Лебедева (оперная деятельность), Н. М. Полунина (коллекционирование),С. Н. Чернышев
С. И. Мамонтов. Портрет работы М. А. Врубеля. 1897. Третьяковская галерея (Москва).

МА́МОНТОВ Сав­ва Ива­но­вич [2(14), по др. дан­ным, 3(15).10.1841, г. Ялу­то­ровск То­боль­ской губ. – 6.4.1918, Мо­ск­ва], рос. пред­при­ни­ма­тель, ме­це­нат, ма­ну­фак­тур-со­вет­ник (1896). Из ро­да Ма­мон­то­вых. Тесть А. Д. Са­ма­ри­на. По­томств. поч. гра­ж­да­нин (1853). Ку­пец 1-й гиль­дии. Учил­ся на юри­дич. ф-те Моск. ун-та (1860–62). С 1863 за­ве­до­вал Моск. от­де­ле­ни­ем За­кас­пий­ско­го тор­го­во­го т-ва, по де­лам Т-ва в 1864 ез­дил в Ми­лан, где брал уро­ки пе­ния. С 1860-х гг. кан­ди­дат в чле­ны прав­ле­ния, за­тем член прав­ле­ния Об-ва Мо­с­ков­ско-Яро­слав­ской ж. д., по­сле его пре­об­ра­зо­ва­ния в Об-во Мо­с­ков­ско-Яро­слав­ско-Ар­хан­гель­ской ж. д. (1894; с 1907 Се­вер­ные ж. д.) М. стал пред­се­да­те­лем его прав­ле­ния. Вы­бор­ный Моск. бир­же­во­го об-ва (1870–73, 1894–1897). Глас­ный Моск. гор. ду­мы (1873–1880, 1885–88). Один из ду­ше­при­каз­чи­ков Ф. В. Чи­жова, вы­пол­няя его за­ве­ща­ние, уча­ст­во­вал в ор­га­ни­за­ции Ко­ст­ром­ско­го пром. уч-ща и др. учеб­ных за­ве­де­ний.

В 1865 М. же­нил­ся на Ели­за­ве­те Гри­горь­ев­не, урожд. Са­пож­ни­ко­вой [1(13).9.1847–25.10(7.11).1908], из ро­да моск. тек­стиль­ных фаб­ри­кан­тов Са­пож­ни­ко­вых. В 1870 суп­ру­ги при­об­ре­ли име­ние Аб­рам­це­во, ра­нее при­над­ле­жав­шее С. Т. Ак­са­ко­ву; в нём ор­га­ни­зо­ва­ли фельд­шер­ский пункт, боль­ни­цу, на­чаль­ную шко­лу (вско­ре пре­об­ра­зо­ва­на в сто­ляр­ное уч-ще с мас­тер­ской, из­де­лия ко­то­рой от­ме­че­ны ме­да­ля­ми на ме­ж­ду­нар. вы­став­ках), воз­ве­ли ц. Спа­са Не­ру­ко­твор­но­го, ряд уса­деб­ных по­стро­ек. М. стал од­ной из при­ме­ча­тель­ных фи­гур в ху­дож. жиз­ни Рос­сии. Он был в дру­же­ских от­но­ше­ни­ях со мно­ги­ми ве­ду­щи­ми рус. ху­дож­ни­ка­ми; во­круг М. и его же­ны сло­жил­ся Аб­рам­цев­ский ху­до­же­ст­вен­ный кру­жок; М. фи­нан­си­ро­вал ж. «Мир ис­кус­ст­ва», внёс круп­ную сум­му на строи­тель­ст­во в Мо­ск­ве Му­зея изящ­ных ис­кусств имп. Александра III (ны­не Му­зей изо­бра­зи­тель­ных ис­кусств име­ни А. С. Пуш­ки­на). Про­изв. рус. ху­дож­ни­ков, вхо­див­шие в со­б­ра­ние М., бы­ли пре­иму­щест­вен­но по­да­ре­ны ему или же­не, ре­же соз­да­ны по их за­ка­зу (напр., «Хри­стос» М. М. Ан­то­коль­ско­го) ли­бо при­об­ре­те­ны (напр., пан­но «Прин­цес­са Грё­за» М. А. Вру­бе­ля). Кол­лек­ции М. на­хо­ди­лись в его моск. особ­ня­ке на ул. Са­до­вая-Спас­ская и в Аб­рам­це­ве; они вклю­ча­ли ра­бо­ты А. М. и В. М. Вас­не­цо­вых, М. А. Вру­бе­ля, К. А. Ко­ро­ви­на, И. С. Ост­ро­ухо­ва, В. Г. Пе­ро­ва, В. Д. По­ле­но­ва, И. Е. Ре­пи­на, В. А. Се­ро­ва и др. М. сам за­ни­мал­ся скульп­ту­рой, ис­пол­нил порт­ре­ты По­ле­но­ва, И. Ф. Ма­мон­то­ва и др. В 1899 совм. с С. Т. Мо­ро­зо­вым на­чал из­да­вать газ. «Рос­сия».

В 1878 в моск. до­ме М. со­сто­ял­ся пер­вый те­ат­раль­ный ве­чер с уча­сти­ем 17-лет­не­го К. С. Алек­сее­ва (впо­след­ст­вии К. С. Ста­ни­слав­ский), ко­то­рый был двою­род­ным бра­том Е. Г. Ма­мон­то­вой. С 1879 в Мо­ск­ве и Аб­рам­це­ве уст­раи­ва­лись спек­так­ли (пер­вый – дра­ма «Два ми­ра» А. Н. Май­ко­ва). В 1885 М. ор­га­ни­зо­вал на свои сред­ст­ва Ча­ст­ную рус­скую опе­ру (су­ще­ст­во­ва­ла до 1904 с пе­ре­ры­ва­ми в 1888 и 1891–95), в ка­че­ст­ве ху­дож. ру­ко­во­ди­те­ля и ре­жис­сё­ра сфор­ми­ро­вал но­ва­тор­скую эс­те­тич. кон­цеп­цию. Здесь бы­ли впер­вые по­став­ле­ны 13 но­вых опер рус. ком­по­зи­то­ров, в т. ч. 6 опер Н. А. Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва (часть из них на­пи­са­на по за­ка­зу М.). М. при­влёк в свой те­атр луч­шие ар­ти­стич. и ху­дож. си­лы; здесь впер­вые вы­сту­пил как ди­ри­жёр С. В. Рах­ма­ни­нов, сло­жил­ся как ар­тист Ф. И. Ша­ля­пин (М. лич­но за­ни­мал­ся его об­ра­зо­ва­ни­ем), ра­бо­та­ли ху­дож­ни­ки «ма­мон­тов­ско­го круж­ка». Для спек­так­лей те­ат­ра М. пе­ре­вёл на рус. яз. либ­рет­то не­сколь­ких опер Ж. Масс­не и Дж. Пуч­чи­ни.

В 1876 М. по­лу­чил кон­цес­сию на строи­тель­ст­во До­нец­кой ка­мен­но­уголь­ной ж. д. (за­вер­ше­но в 1882), свя­зав­шей Дон­басс с Ма­риу­поль­ским пор­том. Гл. ор­га­ни­за­тор и пред­се­да­тель прав­ле­ний Моск. т-ва Нев­ско­го ме­ха­нич. за­во­да (1891; про­из-во под­виж­но­го со­ста­ва), Об-ва Вос­точ­но-Си­бир­ских чу­гу­но­пла­виль­ных, же­ле­зо­де­ла­тель­ных и ме­ха­нич. за­во­дов (1891; Ни­ко­ла­ев­ский ме­тал­лур­гич. за­вод в Ниж­не­удин­ском окр. Ир­кут­ской губ.), Моск. ак­цио­нер­но­го об-ва ва­го­но­строит. за­во­да (1896; за­вод в с. Мы­ти­щи Моск. у., ны­не «Ме­тро­ва­гон­маш»), ко­то­рые при ус­пеш­ном раз­ви­тии де­ла долж­ны бы­ли со­ста­вить круп­ный кон­церн в об­лас­ти ж.-д. транс­пор­та. Пла­ни­ро­вал по­стро­ить же­лез­ные до­ро­ги С.-Пе­тер­бург – Во­ло­гда – Вят­ка, Томск – Таш­кент, Мо­с­ков­скую ок­руж­ную ж. д. Дол­ги, сде­лан­ные М. в по­пыт­ке фи­нан­си­ро­вать столь гран­ди­оз­ный про­ект, ошиб­ки (напр., за­мо­ра­жи­ва­ние средств в осн. фон­дах), на­ру­ше­ние фи­нан­со­во­го за­ко­но­да­тель­ст­ва (пе­ре­вод средств Мо­с­ков­ско - Яро­слав­ско - Ар­хан­гель­ской ж. д. на ну­ж­ды Нев­ско­го за­во­да и Вос­точ­но-Си­бир­ско­го об-ва) вы­зва­ли фи­нан­со­вый крах М. (1899), сам он на неск. ме­ся­цев был аре­сто­ван по ис­ку кре­ди­то­ров. Су­дом М. был при­знан не­ви­нов­ным в ко­ры­ст­ном умыс­ле, но объ­яв­лен не­со­сто­ят. долж­ни­ком, его иму­ще­ст­во рас­про­да­но для уп­ла­ты дол­гов. Луч­шие кар­ти­ны из моск. особ­ня­ка М. при­об­ре­те­ны Треть­я­ков­ской га­ле­ре­ей и Рус. му­зе­ем, ху­дож. кол­лек­ция в Аб­рам­це­ве ос­та­лась в соб­ст­вен­но­сти Е. Г. Ма­мон­то­вой, от­ку­да отд. ра­бо­ты по­сле Окт. ре­во­лю­ции 1917 бы­ли пе­ре­да­ны в ГТГ. М. ото­шёл от дел, по­се­лил­ся при гон­чар­ном за­во­де «Аб­рам­це­во» в Мо­ск­ве, соз­дан­ном ра­бот­ни­ка­ми ке­ра­мич. мас­тер­ской из Аб­рам­це­во, и ру­ко­во­дил его ра­бо­той. До­ка­зы­вал пре­иму­ще­ст­ва ча­ст­но­го ж.-д. строи­тель­ст­ва пе­ред ка­зён­ным («О же­лез­но­до­рож­ном хо­зяй­ст­ве в Рос­сии», 1909). По­хо­ро­нен в Аб­рам­це­ве.

Лит.: Коп­ши­цер М. И. С. Ма­мон­тов. М., 1972; Рос­си­хи­на В. П. Опер­ный те­атр С. Ма­мон­то­ва. М., 1985; Ки­се­ле­ва Е. Г. Дом на Са­до­вой. М., 1986; Бо­ха­нов А. Н. С. Ма­мон­тов // Во­про­сы ис­то­рии. 1990. № 11; С. Ма­мон­тов: [Кни­га-аль­бом] / Авт.-сост. Е. Арен­зон. М., [1995]; Бах­рев­ский В. А. С. Ма­мон­тов. М., 2000; Бон­да­рен­ко И. Е. С. И. Ма­мон­тов и его круг: из вос­по­ми­на­ний // Мо­с­ков­ский ар­хив. М., 2000. Вып. 2; Пас­тон Э. В. Аб­рам­це­во: Ис­кус­ст­во и жизнь. М., 2003; По­лу­ни­на Н. М. Кто есть кто в кол­лек­цио­ни­ро­ва­нии ста­рой Рос­сии. М., 2003.

Вернуться к началу