
ЛУВР
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛУВР (Louvre), памятник архитектуры и музей в Париже.
История строительства. Л. возник в качестве ср.-век. крепости, построенной при короле Филиппе II Августе в 1190–1202, защищавшей подступы к о. Сите (от неё сохранился т. н. Нижний зал, ок. 1230–40; ныне отдел «Средневековый Лувр»). В 1364 под рук. Р. дю Тампля, архитектора короля Карла V Мудрого, Л. был расширен и преобразован из крепости в королевскую резиденцию. После сноса крепостного донжона в 1527 начался длительный процесс возведения нынешнего здания на месте постепенно разбираемых ср.-век. частей. В 1546 Франциск I назначил гл. архитектором нового королевского дворца П. Леско, который на месте ср.-век. зап. крыла возвёл новое (1548–56), в стиле франц. Ренессанса, украшенное скульптурным декором Ж. Гужона и ставшее первым элементом будущего Квадратного двора Л. (Cour Carrée). При Генрихе II началось возведение юж. крыла, примыкающего к зап. крылу, и павильона Короля в месте их пересечения. При Генрихе IV был составлен генеральный план, предполагавший увеличение площади Л. в 4 раза; началось строительство Большой галереи (1595–1610, архитекторы Б. А. Дюсерсо, Ж. II А. Дюсерсо и Л. Метезо), связывающей Л. с недавно построенным дворцом Тюильри (с 1564, арх. Ф. Делорм; сгорел в 1871). После длительного перерыва в работах Людовик XIII в 1625 вернулся к осуществлению генерального плана. В 1639 Ж. Лемерсье удвоил зап. крыло Леско и возвёл Павильон часов (Павильон Сюлли); к 1652 Лемерсье и Л. Лево создали украшение внутр. апартаментов; в 1660–64 Лево завершил Квадратный двор, продлив юж. крыло Леско и построив сев. и вост. крылья, а в 1668 были снесены последние части ср.-век. строений.
Оформление восточного, выходящего в город, фасада Л. вызвало острую дискуссию, к его проектированию в 1665 привлечён итал. арх. Дж. Л. Бернини, чьи предложения, однако, были отвергнуты в пользу проекта, разработанного совместно Л. Лево, Ш. Лебреном и К. Перро. Последний считается автором построенного в 1667–72 фасада с 3 ризалитами и заключённой между ними во 2-м ярусе колоннадой со сдвоенными колоннами – программного памятника франц. классицизма 17 в.
В связи с переездом королевского двора в Версаль в 1674 строит. работы в Л. были приостановлены, а его помещения заняты разл. учреждениями (в 1692 туда въехали Академия надписей и изящной словесности и Королевская академия живописи и скульптуры, с 1699 проводились выставки Салонов). Строительство возобновилось только в 1756 при Людовике XV, когда были завершены крылья Квадратного двора, а Вост. колоннада освобождена от закрывавших её пристроек. Несмотря на то, что в дальнейшем к Л. продолжали пристраиваться новые части, его облик был определён классицистич. постройками 17 в.
При имп. Наполеоне I Бонапарте в 1801–10 сев. и юж. крылья Квадратного двора были надстроены вторым этажом. В 1804–11 архитекторы Ш. Персье и П. Ф. Л. Фонтен построили галерею Наполеона, параллельную Большой галерее и выходящую на Рю-де-Риволи, а в 1806–08 Фонтен создал парадную лестницу, ведущую в Квадратный салон. В 1852 имп. Наполеон III издал декрет о завершении строительства Л. в течение 5 лет. К 1857 архитекторы Л. Т. Висконти и Э. М. Лефюэль возвели 2 параллельных здания по сторонам от двора Каррузель и объединили одно из них с Большой галереей, а другое – с галереей Наполеона поперечными постройками, отметив места пересечения высокими купольными павильонами, оформив двор Наполеона и создав дополнит. внутр. дворы.
В 1981, когда Л. покинуло последнее немузейное учреждение (Мин-во финансов), началось осуществление проекта «Большой Лувр», имевшего целью усовершенствование музейного пространства. Здание подверглось перепланировке (обновлено крыло Ришельё, внутр. дворы перекрыты пропускающими свет крышами, создана подземная торговая галерея Каррузель), в центре двора Наполеона возведён новый вход в виде большой стеклянной пирамиды в окружении трёх малых (1985–89, арх. И. М. Пей). В составе историч. памятников Парижа дворец Л. включён в список Всемирного наследия.
История музея. В качестве королевской резиденции Л. с 16 в. служил местом хранения королевской коллекции произведений иск-ва. Её основу составляли работы итал. мастеров, вывезенные из Италии либо созданные итал. художниками во Франции в 16 в., коллекции Людовика XIV и его министров А. Ж. дю Плесси Ришельё и Дж. Мазарини (произведения нидерл. художников 16 в., франц., голл. и флам. мастеров 17 в. и др.). В 1791 декретом революц. Нац. ассамблеи Л. и Тюильри объявлены местом хранения памятников науки и иск-ва. В 1793 в Л. открыт общедоступный Центр. музей искусств (с 1803 Музей Наполеона), возглавляемый с 1802 Д. В. Деноном, который систематизировал и упорядочил имеющееся собрание и способствовал его приумножению, специально приобретая в Италии работы не представленных в Л. периодов истории иск-ва. Помимо королевской коллекции в Л. экспонировались также национализированные во время Франц. революции 18 в. собрания эмигрантов и секуляризованная церковная утварь. Экспонаты располагались в Большой галерее (ок. 500 картин и др.). В 1798 их число увеличилось за счёт притока произведений иск-ва, вывезенных из Италии по Толентинскому и Кампоформийскому мирным договорам, а также в результате наполеоновских походов. После падения империи в 1815 б. ч. реквизированных нац. сокровищ была возвращена, а Музей Наполеона прекратил своё существование.
Тем не менее Л. продолжал оставаться местом хранения и экспонирования многочисл. собраний, б. ч. которых вошла в фонды совр. музея. Так, в 1824 в нём начал работу Музей совр. скульптуры в интерьерах, оформленных П. Ф. Л. Фонтеном. В 1826 появился отдел египетских древностей, первым хранителем которого был Ж. Ф. Шампольон. Музей состоял из памятников, вывезенных из Египта (при участии Д. В. Денона) во время Египетской экспедиции Наполеона Бонапарта, а также полученных в результате раскопок Ф. О. Ф. Мариета и др. В 1827 открылся Музей Карла X (др.-егип. иск-во, этрусские вазы, античная бронза, декоративно-прикладное иск-во итал. Возрождения) и Мор. музей, просуществовавший до 1943. В 1838–48 в Л. выставлялась исп. галерея короля Луи Филиппа (св. 400 произведений исп. художников, проданных в Лондон в 1853). В 1847 начал работу первый в Европе отдел ассир. иск-ва, состоящий из находок П. Э. Ботта (франц. консула в Мосуле), в 1850 – Мекс., Алж. и Этнографич. музеи, в 1852 – Музей монархии с предметами из королевских сокровищниц от Хильдерика I до Наполеона I. В 1861 приобретена часть коллекции маркиза Кампана, которая составила основу Музея Наполеона III (1863). В 1888 открыты Сузские галереи с находками из Ирана, составившие ядро совр. отдела ближневосточных древностей. С 1905 в Л. размещается Музей декоративно-прикладных искусств, с 1922 – Галерея исламского Востока. В 1986 в связи с организацией нового парижского Музея Орсе ему была передана часть коллекций Л. (иск-во после 1848).
Ныне Л. является одним из крупнейших музеев в мире; его собрание представлено в 8 отделах: ближневосточных древностей (памятники иск-ва Месопотамии, Палестины, Финикии, Персии, Урарту, в т. ч. шумерская «Стела коршунов», аккадская «Стела царя Нарамсина», вавилонская «Стела Хаммурапи», произведения из ассир. дворца Саргона II в Хорсабаде); иск-ва Древнего Египта (статуи «Сельский староста», «Сидящий писец», стелы и портреты фараонов Нового царства и др.); иск-ва Древней Греции, этрусков и Древнего Рима (статуи «Венера Милосская», «Ника Самофракийская», фрагменты «Алтаря мира» имп. Августа и др.); исламского иск-ва; скульптуры (работы Микеланджело, Ж. Гужона, франц. скульпторов 17–18 вв., А. Кановы и др.); декоративно-прикладного иск-ва (майолика, мебель, ювелирные изделия и др.); живописи (произведения художников европ. школ от средних веков до 1848, в т. ч. Фра Анджелико, Пьеро делла Франчески, П. Уччелло, С. Боттичелли, А. Мантеньи, Леонардо да Винчи, Рафаэля, Джорджоне, Тициана, П. Веронезе, Караваджо, Я. ван Эйка, И. Босха, Рембрандта, Я. Вермера, П. П. Рубенса, А. ван Дейка, А. Дюрера, Х. Хольбейна Младшего, Л. Кранаха, Эль Греко, Д. Веласкеса, Х. де Риберы, Ф. Гойи, Ж. и Ф. Клуэ, Н. Пуссена, К. Лоррена, Ж. де Латура, А. Ватто, Ж. О. Фрагонара, Ж. Л. Давида, Т. Жерико, Ж. О. Д. Энгра, Т. Гейнсборо, Дж. Рейнолдса); гравюр и рисунков. Филиалами Л. являются Музей-квартира Э. Делакруа и Музей первобытного иск-ва стран Азии, Африки, Океании и Америки на набережной Бранли.