Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

НЕОРУ́ССКИЙ СТИЛЬ

Авторы: И. Е. Печёнкин
Церковь Святой Троицы в Бёхове. 1904–06. Автор проекта – художник В. Д. Поленов. Фото В. М. Паппе

НЕОРУ́ССКИЙ СТИЛЬ, на­прав­ле­ние в рус. ар­хи­тек­ту­ре и де­ко­ра­тив­но-при­клад­ном ис­кус­ст­ве в рам­ках сти­ля мо­дерн, ос­нован­ное на сво­бод­ной ин­тер­пре­та­ции мо­ти­вов др.-рус. ис­кус­ст­ва. Н. с. – рос. ва­ри­ант иск-ва ев­роп. на­цио­наль­но­го ро­ман­тиз­ма кон. 19 – нач. 20 вв. Осо­бен­ность Н. с. за­клю­ча­лась в эпи­чес­кой по­эти­ке ху­дож. об­раза, те­ат­ра­ли­за­ции фор­мы, на­ли­чии в ней эле­мен­тов гро­те­ска и сим­во­лич. изо­бра­зи­тель­но­сти. В от­личие от рус­ско­го сти­ля, ори­ен­ти­ро­ван­но­го на об­раз­цы 16–17 вв., Н. с. из­брал в ка­че­ст­ве про­об­ра­зов в осн. до­мон­голь­ские по­строй­ки Нов­го­ро­да и Пско­ва, а так­же де­рев. зод­че­ст­во Рус. Се­ве­ра, во­пло­щав­шие нац. иде­ал во­ин­ской ге­рои­ки и свя­то­сти. Цен­тра­ми за­ро­ж­де­ния Н. с. бы­ли Аб­рам­цев­ский ху­до­же­ст­вен­ный кру­жок, где по про­ек­ту ху­дож­ни­ков В. М. Вас­не­цо­ва и В. Д. По­ле­но­ва соз­да­на пер­вая по­строй­ка Н. с. – ц. Спа­са Не­ру­ко­твор­но­го (1881–82), и мас­тер­ские Та­лаш­ки­на (С. В. Ма­лю­тин, Н. К. Ре­рих). В нач. 20 в. вид­ную роль в ут­вер­ж­де­нии этой сти­ли­сти­ки сыг­ра­ли мас­тер­ские Стро­га­нов­ско­го ху­дож.-пром. уч-ща. Сфе­ра рас­про­стра­не­ния Н. с. в 1900–1910-х гг. ох­ва­ты­ва­ла как хра­мо­вое, так и гражд. строи­тель­ст­во, а так­же де­ко­ра­тив­ное иск-во, ди­зайн ме­бе­ли и ин­терь­е­ров, цер­ков­ную ут­варь. Но­вые ме­то­ды ин­тер­пре­та­ции древ­них про­об­ра­зов бы­ли ап­ро­би­ро­ва­ны в де­рев. ар­хи­тек­ту­ре вре­мен­ных вы­ста­воч­ных па­виль­о­нов в Ниж­нем Нов­го­ро­де («Рус­ский Се­вер», 1896, арх. И. Е. Бон­да­рен­ко), Па­ри­же («Рус­ская де­рев­ня», 1900, по про­ек­ту К. А. Ко­ро­ви­на, А. Я. Го­ло­ви­на) и Глаз­го (1901, арх. Ф. О. Шех­тель). Круг за­каз­чи­ков Н. с. был об­ши­рен – от имп. фа­ми­лии до ста­ро­об­рядч. об­щин. Наи­бо­лее яр­кие об­раз­цы ар­хи­тек­ту­ры Н. с. со­зданы пред­ста­ви­те­ля­ми пе­терб. шко­лы, свя­зан­ны­ми с АХ (В. А. По­кров­ский, А. В. Щу­сев, Н. В. Ва­силь­ев и др.) и Ин-том гражд. ин­же­не­ров (А. П. Ап­лак­син, С. С. Кри­чин­ский). Ори­ги­наль­ный ва­ри­ант Н. с. сло­жил­ся в Мо­ск­ве (С. У. Со­ловь­ёв, А. А. Ост­ро­град­ский, Н. С. Кур­дю­ков и др.). Боль­шим свое­об­ра­зи­ем от­ли­ча­ют­ся ста­ро­об­рядч. по­строй­ки Бон­да­рен­ко, связь ко­то­рых с др.-рус. про­об­ра­за­ми весь­ма ус­лов­на [храм Вос­кре­се­ния и По­кро­ва (1905–08) и ц. По­кро­ва По­кров­ско-Ус­пен­ской об­щи­ны (1906–11) в Мо­ск­ве]. Зна­чит. до­лю на­сле­дия Н. с. со­став­ля­ют не­осу­ще­ст­влён­ные про­ек­ты, вклю­чая гра­до­строи­тель­ные (По­кров­ский, Ва­силь­ев). Сре­ди клю­че­вых по­стро­ек Н. с.: Яро­слав­ский во­к­зал в Мо­ск­ве (1902–04, Шех­тель), По­кров­ский храм Мар­фо-Ма­ри­ин­ской оби­те­ли в Мо­ск­ве (1908–12, Щу­сев); Фео­до­ров­ский со­бор в Цар­ском Се­ле (1909–12), ком­плекс зда­ний Гос. бан­ка в Ниж­нем Нов­го­ро­де (1911–13), храм-па­мят­ник рус. вои­нам в честь 100-ле­тия «Бит­вы на­ро­дов» под Лейп­ци­гом (1911–13, все – По­кров­ский).

По­сле 1917 Н. с. про­дол­жил бы­то­ва­ние в цер­ков­ном строи­тель­ст­ве рус. эмиг­ра­ции, став вы­ра­же­ни­ем её стрем­ле­ния со­хра­нить на чуж­би­не нац. иден­тич­ность: церк­ви Св. Трои­цы в Бел­гра­де (1924–25, арх. В. В. Ста­шев­ский) и Ус­пе­ния на Оль­шан­ском клад­би­ще в Пра­ге (1924–25, арх. В. А. Брандт и др.), Свя­то-Вла­ди­мир­ский храм в Джэксо­не, штат Нью-Джер­си (1940–60-е гг., арх. Р. Н. Вер­хов­ской) и др.

Лит.: Бо­ри­со­ва Е. А., Ка­ж­дан Т. П. Рус­ская ар­хи­тек­ту­ра кон­ца XIX – на­ча­ла XX в. М., 1971; Ки­ри­чен­ко Е. И. Рус­ский стиль. М., 1997; Ли­сов­ский В. Г. «На­цио­наль­ный стиль» в ар­хи­тек­ту­ре Рос­сии. М., 2000; Са­вель­ев Ю. Р. Ис­кус­ст­во ис­то­риз­ма и го­су­дар­ст­вен­ный за­каз. М., 2008; Ар­хи­тек­тур­ное на­сле­дие рус­ско­го за­ру­бе­жья / Под ред. С. С. Ле­вош­ко. СПб., 2008; Би­цад­зе Н. В. Хра­мы не­орус­ско­го сти­ля. М., 2009.

Вернуться к началу