НЕОРУ́ССКИЙ СТИЛЬ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НЕОРУ́ССКИЙ СТИЛЬ, направление в рус. архитектуре и декоративно-прикладном искусстве в рамках стиля модерн, основанное на свободной интерпретации мотивов др.-рус. искусства. Н. с. – рос. вариант иск-ва европ. национального романтизма кон. 19 – нач. 20 вв. Особенность Н. с. заключалась в эпической поэтике худож. образа, театрализации формы, наличии в ней элементов гротеска и символич. изобразительности. В отличие от русского стиля, ориентированного на образцы 16–17 вв., Н. с. избрал в качестве прообразов в осн. домонгольские постройки Новгорода и Пскова, а также дерев. зодчество Рус. Севера, воплощавшие нац. идеал воинской героики и святости. Центрами зарождения Н. с. были Абрамцевский художественный кружок, где по проекту художников В. М. Васнецова и В. Д. Поленова создана первая постройка Н. с. – ц. Спаса Нерукотворного (1881–82), и мастерские Талашкина (С. В. Малютин, Н. К. Рерих). В нач. 20 в. видную роль в утверждении этой стилистики сыграли мастерские Строгановского худож.-пром. уч-ща. Сфера распространения Н. с. в 1900–1910-х гг. охватывала как храмовое, так и гражд. строительство, а также декоративное иск-во, дизайн мебели и интерьеров, церковную утварь. Новые методы интерпретации древних прообразов были апробированы в дерев. архитектуре временных выставочных павильонов в Нижнем Новгороде («Русский Север», 1896, арх. И. Е. Бондаренко), Париже («Русская деревня», 1900, по проекту К. А. Коровина, А. Я. Головина) и Глазго (1901, арх. Ф. О. Шехтель). Круг заказчиков Н. с. был обширен – от имп. фамилии до старообрядч. общин. Наиболее яркие образцы архитектуры Н. с. созданы представителями петерб. школы, связанными с АХ (В. А. Покровский, А. В. Щусев, Н. В. Васильев и др.) и Ин-том гражд. инженеров (А. П. Аплаксин, С. С. Кричинский). Оригинальный вариант Н. с. сложился в Москве (С. У. Соловьёв, А. А. Остроградский, Н. С. Курдюков и др.). Большим своеобразием отличаются старообрядч. постройки Бондаренко, связь которых с др.-рус. прообразами весьма условна [храм Воскресения и Покрова (1905–08) и ц. Покрова Покровско-Успенской общины (1906–11) в Москве]. Значит. долю наследия Н. с. составляют неосуществлённые проекты, включая градостроительные (Покровский, Васильев). Среди ключевых построек Н. с.: Ярославский вокзал в Москве (1902–04, Шехтель), Покровский храм Марфо-Мариинской обители в Москве (1908–12, Щусев); Феодоровский собор в Царском Селе (1909–12), комплекс зданий Гос. банка в Нижнем Новгороде (1911–13), храм-памятник рус. воинам в честь 100-летия «Битвы народов» под Лейпцигом (1911–13, все – Покровский).
После 1917 Н. с. продолжил бытование в церковном строительстве рус. эмиграции, став выражением её стремления сохранить на чужбине нац. идентичность: церкви Св. Троицы в Белграде (1924–25, арх. В. В. Сташевский) и Успения на Ольшанском кладбище в Праге (1924–25, арх. В. А. Брандт и др.), Свято-Владимирский храм в Джэксоне, штат Нью-Джерси (1940–60-е гг., арх. Р. Н. Верховской) и др.