Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТОН

Авторы: Д. П. Шульгина
Фото Д.В. Соловьёва К.А. Тон. Николаевский (ныне Ленинградский) вокзал в Москве. 1844–51.

ТОН Кон­стан­тин Ан­д­рее­вич [26.10(6.11).1794, С.-Пе­тер­бург – 25.1(6.2).1881, там же], рос. ар­хи­тек­тор, проф. (1830), ака­де­мик (1833) и рек­тор (1854–71) пе­терб. АХ. Учил­ся в пе­терб. АХ (1803–15) у А. Н. Во­ро­ни­хи­на. В 1819–28 пен­сио­нер АХ в Ита­лии и Фран­ции, за­ни­мал­ся рес­тав­ра­ци­ей ан­тич­ных па­мят­ни­ков Ри­ма. С 1828 в С.-Пе­тер­бур­ге, где пе­ре­стро­ил па­рад­ные за­лы и цер­ковь АХ в ду­хе позд­не­го клас­си­циз­ма, со­ста­вил, ис­поль­зуя фор­мы моск. ар­хи­тек­ту­ры 17 в., про­ект ц. Св. Ека­те­ри­ны за Ка­лин­ки­ным мос­том (1830), по­лу­чив­ший одоб­ре­ние имп. Ни­ко­лая I и по­ло­жив­ший на­ча­ло ос­вое­нию до­пет­ров­ско­го ар­хит. на­сле­дия. Соз­да­тель рус­ско-ви­зан­тий­ско­го сти­ля, в 1831–32 Т. раз­ра­бо­тал в его рус­ле про­ект Хри­ста Спа­си­те­ля хра­ма в Мо­ск­ве, в 1853–54 спро­ек­ти­ро­вал его внутр. уб­ран­ст­во и ико­но­стас. Соз­дал аль­бом про­ек­тов об­раз­цо­вых церк­вей (1838; по за­ка­зу Свя­тей­ше­го Си­но­да), ти­по­вые про­ек­ты кре­сть­ян­ских до­мов в ка­зён­ных се­ле­ни­ях (1842) и де­рев. церк­вей (1844). В 1830–50-е гг. по про­ек­там Т. в го­ро­дах Рос­сии по­строе­но 16 хра­мов в рус­ско-ви­зан­тий­ском сти­ле. Боль­шой Крем­лёв­ский дво­рец (1839–1849) и Ору­жей­ная па­ла­та (1844–51) в Мо­с­ков­ском Крем­ле со­че­та­ют клас­си­ци­стич. и не­о­ре­нес­санс­ную ос­но­ву с эле­мен­та­ми др.-рус. и ви­зант. ар­хи­тек­ту­ры; во­кза­лы Ни­ко­ла­ев­ский (ны­не Ле­нин­град­ский) в Мо­ск­ве и Ни­ко­ла­ев­ский (ны­не Мо­с­ков­ский) в С.-Пе­тер­бур­ге (оба 1844–51) вы­дер­жа­ны в сти­ле не­оре­нес­санс. В по­строй­ках Т. час­то ис­поль­зо­ва­ны пе­ре­до­вые кон­ст­рук­тив­ные ре­ше­ния (круп­ные ме­тал­лич. кон­ст­рук­ции и др.).

Лит.: Бо­ри­со­ва Е. А. Рус­ская ар­хи­тек­ту­ра вто­рой по­ло­ви­ны XIX в. М., 1979; Сла­ви­на Т. А. К. Тон. Л., 1989.

Вернуться к началу