ЩУ́СЕВ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЩУ́СЕВ Алексей Викторович [26.9(8.10).1873, Кишинёв – 24.5.1949, Москва], рос. архитектор, акад. петерб. АХ (1910), д. чл. АА СССР (1937) и АН СССР (1943). Учился в 1891–97 в петерб. АХ у Л. Н. Бенуа. С 1901 внештатный архитектор при канцелярии обер-прокурора Святейшего Синода. Глубоко изучив др.-рус. архитектуру, Щ. свободно компоновал заимствованные из разных источников формы и декор для создания эмоционально и художественно выразительного образа в рамках эстетики модерна и неорусского стиля. С храмовым зодчеством связаны почти все ключевые произведения Щ. дореволюц. периода: Троицкий собор Почаевской лавры, Спасская церковь в Натальевке, Покровский собор Марфо-Мариинской обители в Москве (все 1912), подворье Палестинского православного об-ва в Бари (1913), храм-памятник Сергия Радонежского на Куликовом поле (1917; см. илл. к ст. Куликовская битва 1380). Восстановление храма Василия Великого 12 в. в Овруче (завершено в 1911) сразу стало образцом науч. реставрации. В 1910-е гг. расширились типология проектов Щ. (учебные заведения, музеи, банки, доходные дома) и круг стилевых ориентиров: барокко, ампир (станции Московско-Казанской ж. д., 1916), ср.-век. зап.-европ. и визант. зодчество [храм Михаила Архангела в Кугурештах (Молдавия), 1916]. Но осн. постройки Щ. отсылают к др.-рус. архитектуре, в частности к нарышкинскому барокко: рос. павильон на 11-й биеннале в Венеции (1913) и Казанский вокзал в Москве (1-я очередь, 1913–26, 2-я – 1940). После сооружения деревянного (1924), а потом каменного, в стиле ар деко (1930) Мавзолея В. И. Ленина на Красной площади деятельность Щ. приобрела адм. и градостроит. размах. Он возглавлял архит. мастерскую Моссовета, где создавался генплан «Новая Москва» (1918–1923), Третьяковскую галерею (1926–1929), к зданию которой по проекту В. М. Васнецова Щ. пристроил новый корпус, 2-ю архит.-проектную мастерскую Моссовета (1932–37).
В духе конструктивизма Щ. построены жилой дом МХАТа (1928), Наркомат земледелия (1933) и Механич. ин-т им. М. В. Ломоносова (1934) в Москве. Щ. отозвался на поворот сов. архитектуры от авангардизма к традиции, переделав проект гостиницы «Москва» Л. И. Савельева и О. А. Стапрана (1-я очередь, 1935, 2-я – 1937–38), придав её облику и интерьерам черты ар деко. Среди построек Щ. 2-й пол. 1930–1940-х гг. – в осн. крупные обществ. и адм. здания для АН СССР (в 1938 он возглавил «Академпроект», архит.-проектную мастерскую АН СССР), выполненные в оригинальной трактовке традиц. классич. форм: жилой дом ГАБТа (1935), «полукруглый» жилой дом Союза сов. архитекторов (1936), Москворецкий мост (1938), ин-ты АН СССР – генетики (1938–39), органич. химии, металлургии (оба 1951; все – в Москве), гл. здание АН Казах. ССР в Алма-Ате (1957). Более лаконичными выглядят в этом ряду жилой дом АН СССР (1939), гл. здание МГБ на Лубянской пл. (1947; оба – в Москве).
Щ. выполнил проекты восстановления и новой застройки Истры (1942), Новгорода (1944–45) и Сталинграда (1944), Туапсе (1945), восстановления Пулковской обсерватории под С.-Петербургом (1944). Для сохранения, изучения и реставрации пострадавших в войну памятников усилиями Щ. был создан Музей рус. архитектуры (1946), он же был назначен его первым директором. Ставшее возможным в 1940-е гг. широкое обращение к традиции позволило Щ. вернуться к использованию нац. форм: здания Ин-та Маркса – Энгельса – Ленина в Тбилиси (1941) и Гос. академич. театра оперы и балета им. А. Навои в Ташкенте (1947), станция метро «Комсомольская-кольцевая» в Москве (1950, открыта в 1952). Реконструировал саркофаг В. И. Ленина в Мавзолее (1946). В формах рус. зодчества спроектировал гл. здание АН СССР (варианты, 1935–49) и гостиницу «Бородино» (1947) (не осуществлены). Разрабатывавшиеся Щ. высотные ярусные композиции по мотивам рус. храмовой архитектуры привнесены его учеником Д. Н. Чечулиным в концепцию строительства в Москве т. н. сталинских высоток (1947–57). Гос. пр. СССР (1941, 1946, 1948, 1952). Награждён орденом Ленина (1947).