ЭЛЬ ГРЕ́КО
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЭЛЬ ГРЕ́КО (El Greco) (наст. имя Доменикос Теотокопулос, греч. Δομήνιϰος Θεοτοϰόπουλος) (ок. 1541, Кандия, ныне Ираклион – 7.4.1614, Толедо), греч. и исп. живописец. Представитель иск-ва Позднего Возрождения и раннего барокко; синтезировал в своём творчестве элементы трёх худож. традиций – византийской, итальянской и испанской. Начинал своё творчество как иконописец в русле критской иконописной школы («Успение Богородицы», ок. 1565–66, ц. Успения на о. Сирос). В 1567–70 в Венеции, учился в мастерской Тициана, где освоил масляную технику; испытал влияние и др. представителей венецианской школы (Тинторетто, Я. Бассано): «Моденский триптих» (ок. 1569, Галерея Эстенсе, Модена), «Изгнание торгующих из храма» (до 1570, Нац. галерея, Вашингтон), «Исцеление слепого» (после 1570, КГ, Дрезден; ок. 1573, Нац. галерея, Парма) и др. С 1570 в Риме, где начал писать портреты: «Портрет Джулио Кловио» (1571, Музей Каподимонте, Неаполь) и др. В течение двух лет покровителем Э. Г. был кардинал А. Фарнезе, благодаря чему тот вошёл в круг рим. интеллектуалов. С 1572 чл. академии Св. Луки; открыл собств. мастерскую. Для становления творч. манеры Э. Г. в этот период было важно знакомство с произведениями Корреджо, Пармиджанино и Микеланджело: в его произведениях появляются свойственные маньеризму иррациональная трактовка пространства, резкость красочных переходов, повышенная экспрессия образов («Пьета», ок. 1575, коллекция Исп. об-ва Америки, Нью-Йорк). С 1577 в Испании: выполнил для Филиппа II алтарные образы «Поклонение имени Иисуса» (1578–79; см. илл. к ст. Иезуиты) и «Мученичество святого Маврикия» (1580–82, обе – в мон. Сан-Лоренсо-де-Эль-Эскориаль), однако добиться расположения короля и получить должность придворного живописца ему не удалось. Поселился в Толедо, где прославился как мастер религ. картин («Похороны графа Оргаса», 1586–88, ц. Санто-Томе, Толедо; «Распятие», 1597–1600, Прадо, Мадрид; и др.) и портретист, способный дать точную психологич. характеристику модели («Портрет кардинала Фернандо Ниньо де Гевара», ок. 1600, Метрополитен-музей, Нью-Йорк, см. илл. к ст. Испания; «Портрет Ортенсио Феликса Парависино», 1609, Музей изящных искусств, Бостон, и др.). Поиски Э. Г. в жанре портрета (использование нейтрального фона, передача неидеализиров. черт лица) были созвучны исканиям исп. мастеров (А. Санчес Коэльо, Х. Пантоха де ла Крус) и предвосхитили достижения исп. портрета 17 в. В Испании Э. Г. выработал свой оригинальный стиль: господство холодных тонов в колорите, гармонич. созвучие больших красочных пятен, обилие рефлексов, вытянутые пропорции фигур (вплоть до их деформации и уподобления языкам пламени), резкие ракурсы, динамическое построение композиции и стремление к спиритуализации образов («Благовещение», 1597–1600, Прадо; «Снятие пятой печати», 1609–14, Метрополитен-музей, и др). В поздние годы обратился к пейзажу («Вид Толедо», ок. 1598–99, Метрополитен-музей). Работал также как скульптор (рельеф «Чудо святого Ильдефонса», ок. 1587, дерево, главная ризница кафедрального собора в Толедо) и архитектор: спроектировал три ретабло в ц. Санто-Доминго-эль-Антигуо в русле зодчества Высокого Возрождения (1577–79) и др.