Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЭЛЬ ГРЕ́КО

Авторы: П. А. Алёшин
Эль Греко. «Лаокоон». 1610–14. Национальная галерея (Вашингтон).

ЭЛЬ ГРЕ́КО (El Greco) (наст. имя До­ме­ни­кос Тео­то­ко­пу­лос, греч. Δομήνιϰος Θεοτοϰόπουλος) (ок. 1541, Кан­дия, ны­не Ирак­ли­он – 7.4.1614, То­ле­до), греч. и исп. жи­во­пи­сец. Пред­ста­ви­тель иск-ва Позд­не­го Воз­ро­ж­де­ния и ран­не­го ба­рок­ко; син­те­зи­ро­вал в сво­ём твор­че­ст­ве эле­мен­ты трёх ху­дож. тра­ди­ций – ви­зан­тий­ской, италь­ян­ской и ис­пан­ской. На­чи­нал своё твор­че­ст­во как ико­но­пи­сец в рус­ле крит­ской ико­но­пис­ной шко­лы («Ус­пе­ние Бо­го­ро­ди­цы», ок. 1565–66, ц. Ус­пе­ния на о. Си­рос). В 1567–70 в Ве­не­ции, учил­ся в мас­тер­ской Ти­циа­на, где ос­во­ил мас­ля­ную тех­ни­ку; ис­пы­тал влия­ние и др. пред­ста­ви­те­лей ве­не­ци­ан­ской шко­лы (Тин­то­рет­то, Я. Бас­са­но): «Мо­ден­ский трип­тих» (ок. 1569, Га­ле­рея Эс­тен­се, Мо­де­на), «Из­гна­ние тор­гую­щих из хра­ма» (до 1570, Нац. га­ле­рея, Ва­шинг­тон), «Ис­це­ле­ние сле­по­го» (пос­ле 1570, КГ, Дрез­ден; ок. 1573, Нац. га­ле­рея, Пар­ма) и др. С 1570 в Ри­ме, где на­чал пи­сать порт­ре­ты: «Порт­рет Джу­лио Кло­вио» (1571, Му­зей Ка­по­ди­мон­те, Не­а­поль) и др. В те­че­ние двух лет по­кро­ви­те­лем Э. Г. был кар­ди­нал А. Фар­не­зе, бла­го­да­ря че­му тот во­шёл в круг рим. ин­тел­лек­туа­лов. С 1572 чл. ака­де­мии Св. Лу­ки; от­крыл собств. мас­тер­скую. Для ста­нов­ле­ния творч. ма­не­ры Э. Г. в этот пе­ри­од бы­ло важ­но зна­ком­ст­во с про­из­ве­де­ния­ми Кор­ред­жо, Пар­ми­джа­ни­но и Ми­ке­ланд­же­ло: в его про­изве­де­ни­ях по­яв­ля­ют­ся свой­ст­вен­ные мань­е­риз­му ир­ра­цио­наль­ная трак­тов­ка про­стран­ст­ва, рез­кость кра­соч­ных пе­рехо­дов, по­вы­шен­ная экс­прес­сия об­ра­зов («Пье­та», ок. 1575, кол­лек­ция Исп. об-ва Аме­ри­ки, Нью-Йорк). С 1577 в Ис­па­нии: вы­пол­нил для Фи­лип­па II ал­тар­ные об­ра­зы «По­кло­не­ние име­ни Ии­су­са» (1578–79; см. илл. к ст. Ие­зуи­ты) и «Му­че­ни­че­ст­во свя­то­го Мав­ри­кия» (1580–82, обе – в мон. Сан-Ло­рен­со-де-Эль-Эс­ко­ри­аль), од­на­ко до­бить­ся рас­по­ло­же­ния ко­ро­ля и по­лу­чить долж­ность при­двор­но­го жи­во­пис­ца ему не уда­лось. По­се­лил­ся в То­ле­до, где про­сла­вил­ся как мас­тер ре­лиг. кар­тин («По­хо­ро­ны гра­фа Ор­га­са», 1586–88, ц. Сан­то-То­ме, То­ле­до; «Рас­пя­тие», 1597–1600, Пра­до, Мад­рид; и др.) и порт­ре­тист, спо­соб­ный дать точ­ную пси­хо­ло­гич. ха­рак­те­ри­сти­ку мо­де­ли («Порт­рет кар­ди­на­ла Фер­нан­до Ни­ньо де Ге­ва­ра», ок. 1600, Мет­ро­по­ли­тен-му­зей, Нью-Йорк, см. илл. к ст. Ис­па­ния; «Порт­рет Ор­тен­сио Фе­лик­са Па­ра­ви­си­но», 1609, Му­зей изящ­ных ис­кусств, Бос­тон, и др.). По­ис­ки Э. Г. в жан­ре порт­ре­та (ис­поль­зо­ва­ние ней­траль­но­го фо­на, пе­ре­да­ча не­идеа­ли­зи­ров. черт ли­ца) бы­ли со­звуч­ны ис­ка­ни­ям исп. мас­те­ров (А. Сан­чес Ко­эльо, Х. Пан­тоха де ла Крус) и пред­вос­хи­ти­ли дос­ти­же­ния исп. порт­ре­та 17 в. В Ис­па­нии Э. Г. вы­ра­бо­тал свой ори­ги­наль­ный стиль: гос­под­ство хо­лод­ных то­нов в ко­ло­ри­те, гар­мо­нич. со­зву­чие боль­ших кра­соч­ных пя­тен, оби­лие реф­лек­сов, вы­тя­ну­тые про­пор­ции фи­гур (вплоть до их де­фор­ма­ции и упо­доб­ле­ния язы­кам пла­ме­ни), рез­кие ра­кур­сы, ди­на­ми­че­ское по­строе­ние ком­по­зи­ции и стрем­ле­ние к спи­ри­туа­ли­за­ции об­ра­зов («Бла­го­ве­ще­ние», 1597–1600, Пра­до; «Сня­тие пя­той пе­чати», 1609–14, Мет­ро­по­ли­тен-му­зей, и др). В позд­ние го­ды об­ра­тил­ся к пей­за­жу («Вид То­ле­до», ок. 1598–99, Мет­ро­по­ли­тен-му­зей). Ра­бо­тал так­же как скульп­тор (рель­еф «Чу­до свя­то­го Иль­де­фон­са», ок. 1587, де­рево, глав­ная риз­ни­ца ка­фед­раль­но­го со­бо­ра в То­ле­до) и ар­хи­тек­тор: спро­ек­ти­ро­вал три ре­таб­ло в ц. Сан­то-До­мин­го-эль-Ан­ти­гуо в рус­ле зод­че­ст­ва Вы­со­ко­го Воз­ро­ж­де­ния (1577–79) и др.

Лит.: Вал­лан­тен А. Эль Гре­ко. М., 1962; Manzini G., Frati T. L’opera completa del Greco. Mil., 1969; Gudiol J. Doménikos Theo­tókopoulos: El Greco. Barcelona, 1971; Da­vies D. El Greco. Oxf.; N. Y., 1976; Pita An­drade J. M. El Greco. Mil., 1986; El Greco: Identity and transformation: Crete, Italy, Spain. Madrid a. o., 1999; Ма­ри­ас Ф. Эль Гре­ко: Жизнь и твор­че­ст­во. М., 2014; El Greco of Toledo: Painter of the visible and the invisible. Toledo, 2014; El Greco: Painter and master. Madrid, 2014.

Вернуться к началу