НАТУРА́ЛЬНАЯ ШКО́ЛА
-
Рубрика: Литература
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НАТУРА́ЛЬНАЯ ШКО́ЛА, обозначение существовавшего в литературе 1840–50-х гг. вида рус. реализма, преемственно связанного с творчеством Н. В. Гоголя и развивавшего его худож. принципы. К Н. ш. относят ранние произведения И. А. Гончарова, Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского, А. И. Герцена, Д. В. Григоровича, В. И. Даля, А. Н. Островского, И. И. Панаева, Я. П. Буткова. Гл. идеолог – В. Г. Белинский; развитию теоретич. принципов Н. ш. содействовали также В. Н. Майков, А. Н. Плещеев и др. Представители Н. ш. группировались вокруг ж. «Отечественные записки» и позднее – ж. «Современник». Программными для Н. ш. стали сб-ки «Физиология Петербурга» (ч. 1–2, 1844–1845) и «Петербургский сборник» (1846). В связи с изданием последнего возникло и само название «Н. ш.»: Ф. В. Булгарин употребил его с целью дискредитации писателей нового направления («Северная пчела», 1846, № 22); Белинский и др. взяли это определение, наполнив его позитивным содержанием. Наиболее чётко новизна худож. принципов Н. ш. выразилась в жанре физиологического очерка, который своим стремлением к документальности, к точной детали, использованием статистич. и этнографич. данных, а подчас и внесением биологич. акцентов в типологию персонажей выражал тенденцию к сближению образного и науч. сознания, содействовал расширению позиций реализма. Другие жанры Н. ш. – роман и повесть; в них нашёл выражение конфликт между «романтиком» и «реалистом» (роман «Обыкновенная история» И. А. Гончарова, 1847; повести «Противоречия», 1847, «Запутанное дело», 1848, М. Е. Салтыкова-Щедрина), была раскрыта эволюция персонажа, испытывающего непреодолимое воздействие социальной среды (роман А. И. Герцена «Кто виноват?», 1847). Своим интересом к скрытым причинам поведения человека, к законам функционирования общества как социального целого Н. ш. оказалась близкой зап.- европ. реализму 1840-х гг. Преодоление поэтики Н. ш., прежде всего у Достоевского, а позднее – у писателей-шестидесятников, началось с углубления в человеческую психологию, с опровержения попыток фатального подчинения персонажа обстоятельствам.