СОЛОГУ́Б
-
Рубрика: Литература
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СОЛОГУ́Б Фёдор (псевд.; наст. имя и фам. Фёдор Кузьмич Тетерников) [17.2(1.3).1863, С.-Петербург – 5.12.1927, Ленинград], рус. писатель. Отец – портной, мать – крестьянка. Окончил Учительский ин-т в С.-Петербурге (1882); преподавал математику (до 1892 – в провинции).
Дебютировал как поэт в 1884. В 1892, вернувшись в С.-Петербург, сблизился с Н. М. Минским, З. Н. Гиппиус, Д. С. Мережковским, В. В. Розановым; с 1892 печатался в ж. «Северный вестник», где в 1893 впервые опубликовал стихотворение под псевд. Фёдор Сологуб. Принадлежал к «старшим символистам», испытал сильное воздействие европ. декаданса. В 1896 вышли первые отд. издания С.: «Стихи. Книга первая» и «Тени. Рассказы и стихи», проникнутые мотивами неприятия окружающего мира и эстетизации смерти, предстающей избавлением от пошлости жизни, а также роман «Тяжёлые сны», отмеченный эротизмом и отразивший впечатления С. об удушливой атмосфере рус. провинции, в котором сочетались традиции социально-бытовой прозы 19 в. с натуралистич. зарисовками. Автор сб-ков кратких сатирич. произведений «Книга сказок» (1905) и «Политические сказочки» (1906), предвосхитивших поэтику абсурда и жанровые поиски ОБЭРИУ. В кн. стихов «Змий» (1907), отразившей влияние идеи А. Шопенгауэра о мире как слепой злой воле, С. сформулировал индивидуальный миф о жестоком демиурге Змие-Солнце. Признанная вершина творчества С. – роман «Мелкий бес» (1905, публикация прервана; отд. изд. – 1907; авторская инсценировка, 1909; экранизация 1995, реж. Н. Н. Досталь), острая сатира на косный провинц. быт и мифопоэтич. воплощение идеи абсурдности жизни, в которой нет места добру и красоте. Гротескно-зловещий образ героя романа – подлого и пошлого учителя Передонова стал нарицательным. В 1907 обратился к театру: трагедия «Дар мудрых пчёл» (принята к постановке в Драматич. театре В. Ф. Комиссаржевской; запрещена цензурой), драма «Победа любви», трагедия «Победа смерти» (пост. В. Э. Мейерхольда), мистерия «Литургия Мне»; выступал за обновление совр. театра через возвращение к античной мистерии, изменение роли зрителя, актёра и автора в представлении, подчинение театрального действа «единой воле» (ст. «Театр одной воли», 1908, и др.). Восторженные отзывы вызвала вышедшая в 1908 поэтич. кн. «Пламенный круг», которая, объединив лучшие образцы лирики С. 1890–1900-х гг. и отличаясь строгой продуманностью композиции, закрепила за С. репутацию «истинного поэта».
В 1908 С. женился на писательнице А. Н. Чеботаревской, ставшей его деятельной помощницей и соавтором (пьесы «Мечта-победительница», 1912, «Любовь над безднами», 1914, и др.); в доме С. был организован лит.-худож. салон; усилился его интерес к театру. В пьесах «Ванька Ключник и Паж Жеан», «Ночные пляски» (обе пост. в 1909, реж. Н. Н. Евреинов) раскрываются темы любви и смерти, преображения жизни красотой.
Идею воплощения красоты и истины в земном мире С. развивает в романе «Творимая легенда», объединившем романную трилогию «Навьи чары» (1907–1909) и роман «Дым и пепел» (1912–13), совмещая в рамках одного сюжета мифологизированную фантастику, эротику и злободневную социально-политич. проблематику. В 1913–16 совершил неск. поездок по России с лекциями и чтением стихов. Окт. революцию 1917 не принял; в 1919–20 добивался разрешения на выезд за границу с женой; в 1921, после её самоубийства, отказался от идеи отъезда. В 1924 возглавил Ленингр. отделение Союза писателей. В последние годы писал в осн. стихи: сб. «Костёр дорожный», «Свирель. Русские бержереты», «Соборный благовест» (все 1922) и др. Лирика С., проникнутая противопоставлением мечты и действительности, богоборческими мотивами, утверждением всесильной творчески активной личности, отмечена строгостью и совершенством формы; ей присущи напевность стиха, ритмич. изысканность и прозрачность стиля. Среди др. произведений: новеллы и легенды («Книга очарований», 1909); романы «Слаще яда» (1912, экранизация – 1916), «Заклинательница змей» (1921); публицистика; переводы произведений Вольтера, Г. де Мопассана, П. Верлена, Г. Гейне, А. Рембо, Т. Готье и др.