Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СОЛОГУ́Б

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 30. Москва, 2015, стр. 667

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: О. В. Михайлова

СОЛОГУ́Б Фё­дор (псевд.; наст. имя и фам. Фё­дор Кузь­мич Те­тер­ни­ков) [17.2(1.3).1863, С.-Пе­тер­бург – 5.12.1927, Ле­нин­град], рус. пи­са­тель. Отец – порт­ной, мать – кре­сть­ян­ка. Окон­чил Учи­тель­ский ин-т в С.-Пе­тер­бур­ге (1882); пре­по­да­вал ма­те­ма­ти­ку (до 1892 – в про­вин­ции).

Де­бю­ти­ро­вал как по­эт в 1884. В 1892, вер­нув­шись в С.-Пе­тер­бург, сбли­зил­ся с Н. М. Мин­ским, З. Н. Гип­пи­ус, Д. С. Ме­режковским, В. В. Ро­за­но­вым; с 1892 пе­ча­тал­ся в ж. «Се­вер­ный вест­ник», где в 1893 впер­вые опуб­ли­ко­вал сти­хо­тво­ре­ние под псевд. Фё­дор Со­ло­губ. При­над­ле­жал к «стар­шим сим­во­ли­стам», ис­пы­тал силь­ное воз­дей­ст­вие ев­роп. де­ка­дан­са. В 1896 вы­шли пер­вые отд. из­да­ния С.: «Сти­хи. Кни­га пер­вая» и «Те­ни. Рас­ска­зы и сти­хи», про­ник­ну­тые мо­ти­ва­ми не­при­ятия ок­ру­жаю­ще­го ми­ра и эс­те­ти­за­ции смер­ти, пред­стаю­щей из­бав­ле­ни­ем от по­шло­сти жиз­ни, а так­же ро­ман «Тя­жё­лые сны», от­ме­чен­ный эро­тиз­мом и от­ра­зив­ший впе­чат­ле­ния С. об удуш­ли­вой ат­мо­сфе­ре рус. про­вин­ции, в ко­то­ром со­че­та­лись тра­ди­ции со­ци­аль­но-бы­то­вой про­зы 19 в. с на­ту­ра­ли­стич. за­ри­сов­ка­ми. Ав­тор сб-ков крат­ких са­ти­рич. про­из­ве­де­ний «Кни­га ска­зок» (1905) и «По­ли­ти­че­ские ска­зоч­ки» (1906), пред­вос­хи­тив­ших по­эти­ку аб­сур­да и жан­ро­вые по­ис­ки ОБЭРИУ. В кн. сти­хов «Змий» (1907), от­ра­зив­шей влия­ние идеи А. Шо­пен­гау­эра о ми­ре как сле­пой злой во­ле, С. сфор­му­ли­ро­вал ин­ди­ви­ду­аль­ный миф о жес­то­ком де­ми­ур­ге Змие-Солн­це. При­знан­ная вер­ши­на твор­че­ст­ва С. – ро­ман «Мел­кий бес» (1905, пуб­ли­ка­ция пре­рва­на; отд. изд. – 1907; ав­тор­ская ин­сце­ни­ров­ка, 1909; эк­ра­ни­за­ция 1995, реж. Н. Н. Дос­таль), ост­рая са­ти­ра на кос­ный про­винц. быт и ми­фо­по­этич. во­пло­ще­ние идеи аб­сурд­но­сти жиз­ни, в ко­то­рой нет мес­та до­б­ру и кра­со­те. Гро­те­ск­но-зло­ве­щий об­раз ге­роя ро­ма­на – под­ло­го и по­шло­го учи­те­ля Пе­ре­до­но­ва стал на­ри­ца­тель­ным. В 1907 об­ра­тил­ся к те­ат­ру: тра­ге­дия «Дар муд­рых пчёл» (при­ня­та к по­ста­нов­ке в Дра­ма­тич. те­ат­ре В. Ф. Ко­мис­сар­жев­ской; за­пре­ще­на цен­зу­рой), дра­ма «По­бе­да люб­ви», тра­ге­дия «По­бе­да смер­ти» (пост. В. Э. Мей­ер­холь­да), мис­те­рия «Ли­тур­гия Мне»; вы­сту­пал за об­нов­ле­ние совр. те­ат­ра че­рез воз­вра­ще­ние к ан­тич­ной мис­те­рии, из­ме­не­ние ро­ли зри­те­ля, ак­тё­ра и ав­то­ра в пред­став­ле­нии, под­чи­не­ние те­ат­раль­но­го дей­ст­ва «еди­ной во­ле» (ст. «Те­атр од­ной во­ли», 1908, и др.). Вос­тор­жен­ные от­зы­вы вы­зва­ла вы­шед­шая в 1908 по­этич. кн. «Пла­мен­ный круг», ко­то­рая, объ­е­ди­нив луч­шие об­раз­цы ли­ри­ки С. 1890–1900-х гг. и от­ли­ча­ясь стро­гой про­ду­ман­но­стью ком­по­зи­ции, за­кре­пи­ла за С. ре­пу­та­цию «ис­тин­но­го по­эта».

В 1908 С. же­нил­ся на пи­са­тель­ни­це А. Н. Че­бо­та­рев­ской, став­шей его дея­тель­ной по­мощ­ни­цей и со­ав­то­ром (пье­сы «Меч­та-по­бе­ди­тель­ни­ца», 1912, «Лю­бовь над безд­на­ми», 1914, и др.); в до­ме С. был ор­га­ни­зо­ван лит.-ху­дож. са­лон; уси­лил­ся его ин­те­рес к те­ат­ру. В пье­сах «Вань­ка Ключ­ник и Паж Же­ан», «Ноч­ные пля­ски» (обе пост. в 1909, реж. Н. Н. Ев­реи­нов) рас­кры­ва­ют­ся те­мы люб­ви и смер­ти, пре­об­ра­же­ния жиз­ни кра­со­той.

Идею во­пло­ще­ния кра­со­ты и ис­ти­ны в зем­ном ми­ре С. раз­ви­ва­ет в ро­ма­не «Тво­ри­мая ле­ген­да», объ­е­ди­нив­шем ро­ман­ную три­ло­гию «На­вьи ча­ры» (1907–1909) и ро­ман «Дым и пе­пел» (1912–13), со­вме­щая в рам­ках од­но­го сю­же­та ми­фо­ло­ги­зи­ро­ван­ную фан­та­сти­ку, эро­ти­ку и зло­бо­днев­ную со­ци­аль­но-по­ли­тич. про­бле­ма­ти­ку. В 1913–16 со­вер­шил неск. по­ез­док по Рос­сии с лек­ция­ми и чте­нием сти­хов. Окт. ре­во­лю­цию 1917 не при­нял; в 1919–20 до­би­вал­ся раз­ре­ше­ния на вы­езд за гра­ни­цу с же­ной; в 1921, по­сле её са­мо­убий­ст­ва, от­ка­зал­ся от идеи отъ­ез­да. В 1924 воз­гла­вил Ле­нингр. от­де­ле­ние Сою­за пи­са­те­лей. В по­след­ние го­ды пи­сал в осн. сти­хи: сб. «Кос­тёр до­рож­ный», «Сви­рель. Рус­ские бер­же­ре­ты», «Со­бор­ный бла­го­вест» (все 1922) и др. Ли­ри­ка С., про­ник­ну­тая про­ти­во­пос­тав­ле­ни­ем меч­ты и дей­ст­ви­тель­но­сти, бо­го­бор­че­ски­ми мо­ти­ва­ми, ут­вер­жде­ни­ем все­силь­ной твор­че­ски ак­тив­ной лич­но­сти, от­ме­че­на стро­го­стью и со­вер­шен­ст­вом фор­мы; ей при­су­щи на­пев­ность сти­ха, рит­мич. изы­скан­ность и про­зрач­ность сти­ля. Сре­ди др. про­из­ве­де­ний: но­вел­лы и ле­ген­ды («Кни­га оча­ро­ва­ний», 1909); ро­ма­ны «Сла­ще яда» (1912, эк­ра­ни­за­ция – 1916), «За­кли­на­тель­ни­ца змей» (1921); пуб­ли­ци­сти­ка; пе­ре­во­ды про­из­ве­де­ний Воль­те­ра, Г. де Мо­пас­са­на, П. Вер­ле­на, Г. Гей­не, А. Рем­бо, Т. Го­тье и др.

Соч.: Собр. соч. СПб., 1909–1912. Т. 3, 5–7, 9, 11–20; Собр. соч.: В 3 т. Münch., 1992–2000; Собр. соч.: В 8 т. М., 2000–2004; Собр. пьес: В 2 т. СПб., 2001; Мел­кий бес. СПб., 2004; Под­ме­нен­ный: Не­за­вер­шен­ный ро­ман. СПб., 2004; Полн. собр. сти­хо­тво­ре­ний и по­эм: В 3 т. СПб., 2012–2014.

Лит.: О Ф. Со­ло­гу­бе: Кри­ти­ка, ста­тьи и за­мет­ки. СПб., 1911; Holthusen J. F. Sologubs Roman-Trilogie (Tvorimaja legenda): Aus der Geschichte des russischen Symbolismus. Den Haag, 1960; Elliot E. M. The early prose works of F. Sologub. Oxf., 1975; Hansson C. F. Solo­gub as a short-story writer. Stockh., 1975; De­nissoff N. F. Sologub. P., 1981; Клей­ман Л. Ран­няя про­за Со­ло­гу­ба. Ann Arbor, 1983; Lauer B. Das lyrische Früh­werk von F. So­logub: Weltgefühl, Motivik, Sprache und Vers­form. Giessen, 1986; Ев­до­ки­мо­ва Л. В. Ми­фо­по­эти­че­ская тра­ди­ция в твор­че­ст­ве Ф. Со­ло­гу­ба. Ас­т­ра­хань, 1998; Пав­лова М. Пи­са­тель-ин­спек­тор: Ф. Со­ло­губ и Ф. К. Те­тер­ни­ков. М., 2007; Ф. Со­ло­губ: Био­гра­фия, твор­че­ст­во, ин­тер­пре­та­ции. СПб., 2010; Са­вель­е­ва М. Ф. Со­ло­губ. М., 2014; Биб­лио­гра­фия Ф. Со­ло­гу­ба: Сти­хо­тво­ре­ния. Томск; М., 2004.

Вернуться к началу