Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

«СЛО́ВО О ПОЛКУ́ И́ГОРЕВЕ»

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 30. Москва, 2015, стр. 444-445

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. М. Ранчин

«СЛО́ВО О ПОЛКУ́ И́ГОРЕВЕ», па­мят­ник др.-рус. ли­те­ра­ту­ры пос­лед­ней четв. 12 в. По­вест­ву­ет о не­удач­ном по­хо­де на по­лов­цев в апр. – мае 1185 нов­го­род-се­вер­ско­го кн. Иго­ря Свя­то­сла­ви­ча. В по­хо­де при­ни­ма­ли уча­стие его сын – Вла­ди­мир, брат – кур­ский и труб­чев­ский кн. Все­во­лод Свя­то­сла­вич Буй Тур, пле­мян­ник – рыль­ский кн. Свя­то­слав Оль­го­вич, а так­же чер­ни­гов­ский от­ряд во гла­ве с вое­во­дой Оль­сти­ном Олек­си­чем. 12.5.1185 рус. от­ря­ды по­тер­пе­ли тя­жё­лое по­ра­же­ние, ру­ко­во­ди­те­ли по­хо­да по­пали в плен к по­лов­цам. Соз­дан пред­по­ло­жи­тель­но в 1188 или вско­ре по­сле того. Про­из­ве­де­ние не име­ет жан­ро­вых ана­ло­гов, не­смот­ря на отд. чер­ты сход­ст­ва с не­ко­то­ры­ми др.-рус. па­мят­ни­ка­ми (в т. ч. тек­сту­аль­ное сход­ст­во с «За­дон­щи­ной», по­свя­щён­ной Ку­ли­ков­ской бит­ве 1380, объ­яс­няе­мое обыч­но воз­дейст­ви­ем «Сло­ва…»). Встре­чаю­щие­ся в на­уч. лит-ре оп­ре­де­ле­ния «Сло­ва…» (ге­ро­ич. по­эма, па­мят­ник свет­ско­го тор­же­ст­вен­но­го крас­но­ре­чия, бы­ли­на и др.) не учи­ты­ва­ют всех осо­бен­но­стей тек­ста; рас­про­стра­нён­ное име­но­ва­ние про­из­ве­де­ния по­эмой – чис­тая ус­лов­ность. В па­мят­ни­ке при­сут­ст­ву­ют эле­мен­ты двух фольк­лор­ных жан­ров – пла­ча и сла­вы, ко­торые в фольк­лор­ных про­из­ве­де­ни­ях ни­ко­гда не со­че­та­ют­ся; ши­ро­ко ис­поль­зу­ет­ся об­раз­ность фольк­лор­но­го про­ис­хо­ж­де­ния: оли­це­тво­рён­ные си­лы при­ро­ды, ги­пер­бо­ли­зи­ров. бо­га­тыр­ст­во и му­же­ст­во кн. Все­во­ло­да Буй Ту­ра, ве­щий сон ки­ев­ско­го кн. Свя­то­сла­ва Все­во­ло­до­ви­ча, плач-за­кли­на­ние же­ны кн. Иго­ря – Яро­слав­ны и др. Струк­ту­ра «Сло­ва...» – че­ре­до­ва­ние сю­жет­но­го по­ве­ст­во­ва­ния, раз­вёр­ну­тых мо­но­ло­гов пер­со­на­жей и ав­тор­ских ли­рич. от­сту­п­ле­ний рет­ро­спек­тив­но­го ха­рак­те­ра, со­дер­жа­щих вос­по­ми­на­ния об усо­би­цах бо­лее чем сто­лет­ней дав­но­сти. Текст рит­ми­зо­ван, од­на­ко при­ро­да рит­ми­за­ции (сти­хо­твор­ная или про­заи­че­ская) ос­та­ёт­ся дис­кус­си­он­ной. До сих пор не объ­яс­не­но ис­поль­зо­ва­ние в «Сло­ве…», на­ря­ду с хри­сти­ан­ски­ми эле­мен­та­ми, эле­мен­тов язы­че­ских (упо­ми­на­ют­ся бо­ги Ве­лес, Дажь­бог и др.), при­чём ли­шён­ных не­га­тив­ной оцен­ки. Пред­ме­том спо­ров яв­ля­ет­ся слож­ное от­но­ше­ние ав­то­ра к гл. ге­рою, в це­лом не­ха­рак­тер­ное для др.-рус. лит-ры: Игорь Свя­то­сла­вич осу­ж­да­ет­ся за са­мо­воль­ный и са­мо­на­деян­ный по­ход на по­лов­цев без уве­дом­ле­ния ки­ев­ско­го кня­зя и од­но­вре­мен­но про­слав­ля­ет­ся как му­же­ст­вен­ный пол­ко­во­дец, сра­жав­ший­ся за хри­сти­ан рус­ских про­тив языч­ни­ков по­лов­цев; при этом его об­раз кон­тра­сти­ру­ет с об­ра­зом его де­да – кн. Оле­га Свя­то­сла­ви­ча (про­зван­но­го в «Сло­ве…» или за при­чи­нён­ное го­ре, или за собств. зло­клю­че­ния «Го­ри­слав­ли­чем»), вое­вав­шим за от­цов­ское на­след­ст­во в сою­зе с по­лов­ца­ми про­тив др. рус. кня­зей. Текст стро­ит­ся по фольк­лор­но-ми­фо­по­этич. мо­де­ли: по­ра­же­ние как сим­во­лич. смерть – ос­во­бо­ж­де­ние бе­жав­ше­го из пле­на кня­зя как вос­кре­ше­ние, воз­вра­ще­ние из ми­ра мёрт­вых. По-ви­ди­мо­му, «Сло­во…» ори­ен­ти­ро­ва­но так­же на биб­лей­скую прит­чу о воз­вра­ще­нии блуд­но­го сы­на. Уни­каль­ность про­из­ве­де­ния свя­за­на с его про­ис­хо­ж­де­ни­ем: ско­рее все­го, «Сло­во…» бы­ло соз­да­но как книж­ный па­мят­ник на ос­но­ве не­из­вест­но­го фольк­лор­но­го тек­ста. Мно­го­числ. по­пыт­ки ус­та­но­вить ав­то­ра «Сло­ва…» яв­ля­ют­ся не­убе­ди­тель­ны­ми.

Ру­ко­пись бы­ла от­кры­та гр. А. И. Му­си­ным-Пуш­ки­ным пред­по­ло­жи­тель­но во 2-й пол. 1780-х гг. (ме­стом об­на­ру­же­ния он на­зы­вал Спа­со-Яро­слав­ский мон.); с неё бы­ла сня­та ко­пия для имп. Ека­те­ри­ны II не­за­дол­го до её смер­ти, а в 1800 текст был опуб­ли­ко­ван. Во вре­мя по­жа­ра Мо­ск­вы, в Отеч. вой­ну 1812, ру­копись сго­ре­ла. В кон. 19 в. на­ча­лись спо­ры ме­ж­ду сто­рон­ни­ка­ми под­лин­но­сти па­мят­ни­ка и «скеп­ти­ка­ми», ко­то­рые, под­чёр­ки­вая уни­каль­ность «Сло­ва…» в др.-рус. лит-ре и тём­ную ис­то­рию его об­на­ру­же­ния, счи­та­ли про­из­ве­де­ние мис­ти­фи­ка­ци­ей, соз­дан­ной в 18 в. Од­на­ко осн. ис­то­рио­гра­фич. тра­ди­ция при­зна­ёт под­лин­но­сть па­мят­ни­ка.

Вы­со­кие ху­дож. дос­то­ин­ст­ва «Сло­ва…» – ори­ги­наль­ность об­ра­зов, глу­бина пси­хо­ло­гич. ха­рак­те­ри­стик, эмо­цио­наль­ность по­ве­ст­во­ва­ния – де­ла­ют па­мят­ник близ­ким лит-ре Но­во­го вре­ме­ни. Его воз­дей­ст­вие об­на­ру­жи­ва­ет­ся в про­из­ве­де­ни­ях мн. рус. пи­са­те­лей 19–20 вв.: А. С. Пуш­ки­на, Н. В. Го­го­ля, А. А. Бло­ка, О. Э. Ман­дель­шта­ма, А. И. Сол­жени­цы­на, И. А. Брод­ско­го и др. «Сло­во…» не­од­но­крат­но пе­ре­во­ди­лось на рус. язык (И. И. Коз­лов, В. А. Жу­ков­ский, А. Н. Май­ков, К. Д. Баль­монт, Н. А. За­бо­лоц­кий, С. В. Шер­вин­ский, Н. И. Ры­лен­ков и др.); оно на­шло от­раже­ние в рус. му­зы­ке (опе­ра «Князь Игорь» А. П. Бо­ро­ди­на, пост. в 1890; ба­лет «Яро­слав­на» Б. И. Ти­щен­ко, пост. в 1974) и изо­бра­зит. иск-ве (В. М. Вас­не­цов, В. Г. Пе­ров, В. А. Фа­вор­ский).

Изд.: Сло­во о пол­ку Иго­ре­ве / Вступ. ст., ред. тек­ста, до­словный и объ­яс­нит. пер. Д. С. Ли­ха­че­ва. М., 1984; «Сло­во о пол­ку Иго­ре­ве» / Под­гот. тек­ста, пер. и ком­мент. О. В. Тво­ро­го­ва // Биб­лио­те­ка ли­те­ра­ту­ры Древ­ней Ру­си. СПб., 1997. Т. 4: XII век; Сло­во о пол­ку Иго­ре­ве, Иго­ря, сы­на Свя­то­слав­ля, вну­ка Оль­го­ва / Вступ. ст., под­гот. тек­ста, пер., ком­мент. и прил. А. А. Гор­ско­го. М., 2002.

Лит.: Бар­сов Е. В. Сло­во о пол­ку Иго­ре­ве как ху­до­же­ст­вен­ный па­мят­ник Ки­ев­ской дру­жин­ной Ру­си. М., 1887–1889. Т. 1–3; По­теб­ня А. А. «Сло­во о пол­ку Иго­ре­ве»: Текст и при­ме­ча­ния. 2-е изд. Хар., 1914; Пе­ретц В. Сло­во о пол­ку Iгоревiм. Київ, 1926; «Сло­во о пол­ку Иго­ре­ве» и па­мят­ни­ки Ку­ли­ков­ско­го цик­ла: К во­про­су о вре­ме­ни на­пи­са­ния «Сло­ва». М.; Л., 1966; Jakobson R. The selected writings. The Hague; P., 1966. Vol. 4: Slavic epic studies; Ры­ба­ков Б. А. Рус­ские ле­то­пис­цы и ав­тор «Сло­ва о пол­ку Иго­ре­ве». М., 1972; Ли­ха­чев Д. С. «Сло­во о пол­ку Иго­ре­ве» и куль­ту­ра его вре­ме­ни. 2-е изд. Л., 1985; Эн­цик­ло­пе­дия «Сло­ва о пол­ку Иго­ре­ве». М., 1995. T. 1–5; Гас­па­ров Б. М. По­эти­ка «Сло­ва о пол­ку Иго­ре­ве». М., 2000; Зи­мин А. А. Сло­во о пол­ку Иго­ре­ве. СПб., 2006; За­лиз­няк А. А. «Сло­во о пол­ку Иго­ре­ве»: Взгляд лин­гвис­та. 3-е изд. М., 2008; Манн Р. «Песнь о пол­ку Иго­ре­ве»: Но­вые от­кры­тия. М., 2009; Ран­чин А. М. Пу­те­во­ди­тель по «Сло­ву о пол­ку Иго­ре­ве». М., 2012; Ни­ко­лае­ва Т. М. «Сло­во о пол­ку Иго­ре­ве: По­эти­ка и лин­гвис­ти­ка тек­ста. 4-е изд. М., 2014; Тво­ро­гов О. В. «Сло­во о пол­ку Иго­ре­ве»: (Крат­кая те­ма­ти­че­ская биб­лио­гра­фия) // Ис­сле­до­ва­ния «Сло­ва о пол­ку Иго­ре­ве». Л., 1986.

Вернуться к началу