Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АРЕ́НСКИЙ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 2. Москва, 2005, стр. 202

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




АРЕ́НСКИЙ Ан­тон (Ан­то­ний) Сте­па­но­вич [30.6(12.7).1861, Нов­го­род – 12(25).2.1906, Пер­кяр­ви, ны­не Ки­рил­лов­ка близ Зе­ле­но­гор­ска Ле­нингр. обл.; по­хо­ро­нен в С.-Пе­тер­бур­ге], рос. ком­по­зи­тор, пиа­нист, ди­ри­жёр, муз. тео­ре­тик, пе­да­гог. Из се­мьи вра­ча. Учил­ся в С.-Пе­тер­бур­ге в ча­ст­ной муз. шко­ле Ф. И. Рус­со. В 1882 окон­чил Пе­терб. конс. по клас­су Н. А. Рим­ско­го-Кор­сако­ва (ком­по­зи­ция). В 1882–94 пре­по­да­вал в Моск. конс. (с 1889 проф.), от­ку­да был вы­ну­ж­ден уй­ти вслед­ст­вие кон­флик­та с ди­рек­то­ром В. И. Са­фо­но­вым (сре­ди уче­ни­ков – Р. М. Гли­эр, Г. Э. Ко­нюс, А. Н. Ко­ре­щен­ко, Н. К. Мет­нер, С. В. Рах­ма­ни­нов). С 1888 ру­ко­во­дил кон­цер­та­ми Рус. хо­ро­во­го об-ва. С 1895 в С.-Пе­тер­бур­ге, сме­нил М. А. Ба­ла­ки­ре­ва на по­сту уп­рав­ляю­ще­го При­двор­ной пев­че­ской ка­пел­лой. С 1901 кон­цер­ти­ро­вал по Рос­сии и за ру­бе­жом как пиа­нист и ди­ри­жёр. Ис­пы­тал влия­ние П. И. Чай­ков­ско­го и Но­вой русской муз. шко­лы, об­ла­дал не­со­мнен­ным ме­ло­дич. даром. Му­зы­ке А. свой­ст­вен­ны ли­ризм, эле­гич. на­строе­ния, рит­мич. и кон­ст­рук­тив­ная изо­бре­та­тель­ность. По­пу­ляр­ны ро­ман­сы «Раз­би­тая ва­за» (сло­ва А. Н. Апух­ти­на), «Осень» (сло­ва Т. Л. Щеп­ки­ной-Ку­пер­ник), фп. ми­ниа­тю­ры. Наи­бо­лее зна­чи­тель­ны фп. трио d-moll (1894, по­свя­ще­но па­мя­ти К. Ю. Да­вы­до­ва), для ин­ст­ру­мен­тов с ор­ке­ст­ром – фп. кон­церт f-moll (1882) и Фан­та­зия на те­мы И. Т. Ря­би­ни­на (1899, с ис­поль­зо­ва­ни­ем бы­лин­ных на­пе­вов), скри­пич­ный кон­церт a-moll (1901). Пер­вым из круп­ных рус. ком­по­зи­то­ров А. соз­дал ан­самб­ле­вые цик­лы для двух фп. (4 сюи­ты, в т. ч. «Си­лу­эты», 1892). Ав­тор опер «Сон на Вол­ге» (1888, по А. Н. Ост­ров­ско­му, на ос­но­ве пе­ре­ра­бо­тан­но­го либ­рет­то опе­ры «Вое­во­да» Чай­ков­ско­го), «Ра­фа­эль» (1894; на­пи­са­на по слу­чаю 1-го Все­рос. съез­да ху­дож­ни­ков), «Наль и Да­ма­ян­ти» (1903, по од­но­им. по­вес­ти В. А. Жу­ков­ско­го), ба­ле­та «Ночь в Егип­те» («Еги­пет­ские но­чи», 1900, по Т. Го­тье), кан­тат, ме­ло­дек­ла­ма­ций (по «Сти­хо­тво­ре­ни­ям в про­зе» И. С. Тур­ге­не­ва), 2 сим­фо­ний (1883, 1889), ор­ке­ст­ро­вой сюи­ты g-moll (1886), му­зы­ки к спек­так­лям, свет­ских и ду­хов­ных хо­ров.

Соч.: Крат­кое ру­ко­во­дство к прак­ти­че­ско­му изу­че­нию гар­мо­нии. 5-е изд. М., 1929; Ру­ко­во­дство к изу­че­нию форм ин­ст­ру­мен­таль­ной и во­каль­ной му­зы­ки. 6-е изд. М., 1930; Сбор­ник за­дач (1000) для прак­ти­че­ско­го изу­че­ния гар­мо­нии. М., [1897]. М., 1965.

Лит.: Цы­пин Г. А. С. Арен­ский. М., 1966; Ко­ра­бель­ни­ко­ва Л. На­стоя­щий боль­шой та­лант//Муз. жизнь. 1986. №13; Кел­дыш Ю. В. А. С. Арен­ский // Ис­то­рия рус­ской му­зы­ки. М., 1994. Т. 9; «...Люб­лю му­зы­ку и же­лаю сде­лать для нее то, что мо­гу...» (Пись­ма А. С. Арен­ско­го) // Аль­ма­нах Го­су­дар­ст­вен­но­го Цен­траль­но­го му­зея му­зы­каль­ной куль­ту­ры им. М. И. Глин­ки. 2003. Вып. 2.

Вернуться к началу