Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БЮ́ЛОВ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 4. Москва, 2006, стр. 474

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Х. Г. фон Бюлов.

БЮ́ЛОВ (Bülow) Ханс Гви­до фон (8.1.1830, Дрез­ден – 12.2.1894, Ка­ир), нем. пиа­нист, ди­ри­жёр, ком­по­зи­тор, муз. пи­са­тель. Учил­ся у Ф. Ви­ка (фп.), М. Эбер­вай­на (тео­рия му­зы­ки) и М. Га­упт­ма­на (кон­тра­пункт). За­вер­шил муз. об­ра­зо­ва­ние у Ф. Лис­та (1851–53, Вей­мар), с ко­то­рым вско­ре по­род­нил­ся (в 1857–1869 был же­нат на его до­че­ри Ко­зи­ме). Де­бю­ти­ро­вал как пиа­нист в 1853, на про­тя­же­нии всей жиз­ни мно­го га­ст­ро­ли­ро­вал в стра­нах Ев­ро­пы и в США (в 1875–76 дал здесь 139 кон­цер­тов). Был адеп­том му­зы­ки Р. Ваг­не­ра; ра­бо­тая при дво­ре ко­ро­ля Люд­ви­га II в Мюн­хе­не (1864–69), впер­вые по­ста­вил его муз. дра­мы «Три­стан и Изоль­да» (1865) и «Нюрн­берг­ские мей­стер­зин­ге­ры» (1868). В 1877–80 при­двор­ный ка­пель­мей­стер в Ган­но­ве­ре (в 1878 осу­ще­ст­вил там по­ста­нов­ку опе­ры «Иван Су­са­нин» М. И. Глин­ки). В 1860–80 в ка­че­ст­ве пиа­ни­ста и ди­ри­жё­ра не­од­но­крат­но при­ез­жал в Рос­сию. Со­дей­ст­во­вал рас­про­стра­не­нию рус. му­зы­ки, осо­бен­но со­чи­не­ний П. И. Чай­ков­ско­го (по­свя­тившего Б. свой 1-й фп. кон­церт). В ре­пер­туа­ре Б., на­ря­ду с со­чи­не­ния­ми вен­ских клас­си­ков и Ваг­не­ра, вид­ное ме­сто за­ни­ма­ла му­зы­ка И. Брам­са, ко­то­рую Б. ак­тив­но про­па­ган­ди­ро­вал (в 1885 впер­вые ис­пол­нил его 4-ю сим­фо­нию). Ди­ри­жёр­ская дея­тель­ность Б. но­си­ла но­ва­тор­ский ха­рак­тер: он пер­вым стал ди­ри­жи­ро­вать без пар­ти­ту­ры, ввёл в ор­кестр 5-струн­ный кон­тра­бас и пе­даль­ные ли­тав­ры; управ­ляя при­двор­ным ор­ке­ст­ром в Май­нин­ге­не (1880–85), пред­ла­гал му­зы­кан­там иг­рать стоя и по па­мя­ти. Ав­тор му­зы­ки к тра­ге­дии «Юлий Це­зарь» У. Шек­спи­ра (1867), сим­фо­нич. по­эмы «Нир­ва­на» (1866), ор­ке­ст­ро­вой бал­ла­ды «Бег­ст­во пев­ца» (1863); вир­ту­оз­ные фп. со­чи­не­ния Б. сти­ли­сти­че­ски близ­ки про­из­ве­дени­ям Лис­та. Ста­тьи Б. (изд. в Лейп­ци­ге в 1895–1908) не­ред­ко но­си­ли по­ле­мич. ха­рак­тер и от­ли­ча­лись рез­ко­стью то­на. Ре­дак­тор со­чи­не­ний И. С. Ба­ха, Л. ван Бет­хо­ве­на, Ф. Шо­пе­на, К. М. фон Ве­бе­ра и др.

Лит.: Лек­ции Ган­са Бю­ло­ва / Сост. Т. Пфей­фер. М., 1895; Schemann L. Hans von Bülow im Lichte der Wahrheit. Regensburg, 1935; Hu­schke K. Hans von Bülow als Klavier­päda­goge. Horbam Neckar, 1948.

Вернуться к началу