БЮ́ЛОВ
-
Рубрика: Музыка
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БЮ́ЛОВ (Bülow) Ханс Гвидо фон (8.1.1830, Дрезден – 12.2.1894, Каир), нем. пианист, дирижёр, композитор, муз. писатель. Учился у Ф. Вика (фп.), М. Эбервайна (теория музыки) и М. Гауптмана (контрапункт). Завершил муз. образование у Ф. Листа (1851–53, Веймар), с которым вскоре породнился (в 1857–1869 был женат на его дочери Козиме). Дебютировал как пианист в 1853, на протяжении всей жизни много гастролировал в странах Европы и в США (в 1875–76 дал здесь 139 концертов). Был адептом музыки Р. Вагнера; работая при дворе короля Людвига II в Мюнхене (1864–69), впервые поставил его муз. драмы «Тристан и Изольда» (1865) и «Нюрнбергские мейстерзингеры» (1868). В 1877–80 придворный капельмейстер в Ганновере (в 1878 осуществил там постановку оперы «Иван Сусанин» М. И. Глинки). В 1860–80 в качестве пианиста и дирижёра неоднократно приезжал в Россию. Содействовал распространению рус. музыки, особенно сочинений П. И. Чайковского (посвятившего Б. свой 1-й фп. концерт). В репертуаре Б., наряду с сочинениями венских классиков и Вагнера, видное место занимала музыка И. Брамса, которую Б. активно пропагандировал (в 1885 впервые исполнил его 4-ю симфонию). Дирижёрская деятельность Б. носила новаторский характер: он первым стал дирижировать без партитуры, ввёл в оркестр 5-струнный контрабас и педальные литавры; управляя придворным оркестром в Майнингене (1880–85), предлагал музыкантам играть стоя и по памяти. Автор музыки к трагедии «Юлий Цезарь» У. Шекспира (1867), симфонич. поэмы «Нирвана» (1866), оркестровой баллады «Бегство певца» (1863); виртуозные фп. сочинения Б. стилистически близки произведениям Листа. Статьи Б. (изд. в Лейпциге в 1895–1908) нередко носили полемич. характер и отличались резкостью тона. Редактор сочинений И. С. Баха, Л. ван Бетховена, Ф. Шопена, К. М. фон Вебера и др.