ДВО́РЖАК
-
Рубрика: Музыка
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДВО́РЖАК (Dvořák) Антонин (Антонин Леопольд) (8.9.1841, дер. Нелагозевес-на-Влтаве, близ Праги – 1.5.1904, Прага), чеш. композитор, дирижёр и педагог. Классик чешской музыкальной культуры. Чл. Чешской академии наук и искусств (1890). Сын мясника, владельца постоялого двора. C 1848 играл на скрипке в сельском оркестре под рук. кантора Й. Шпица, на всю жизнь сохранил увлечение нар. песнями и танцами. В 1853–56 учился музыке в Злонице (играл на альте в капелле), затем в Ческа-Каменице у кантора Ф. Ганке. Переехав в Прагу, в 1857–59 обучался в Органной школе у Й. Фёрстера (орган), Ф. Блажека (гармония и контрапункт), Й. Л. Звонаржа (пение). Работая альтистом в Об-ве св. Цецилии, познакомился с произведениями В. А. Моцарта и нем. романтиков, сблизился с композитором К. Бендлем и дирижёром А. Чехом. В 1859 перешёл в ансамбль дирижёра и органиста К. Комзака, в 1862–1871 играл в оркестре пражского Временного театра, где участвовал в премьерах опер Б. Сметаны. Первое крупное сочинение Д. – Струнный квинтет a-moll ор. 1 (1861). Первое публичное исполнение произведений Д. (песни на слова Э. Красногорской и К. Я. Эрбена для голоса с фп.) состоялось лишь через 10 лет. С 1873 Д. давал уроки музыки детям промышленника и мецената Я. Неффа, в доме которого познакомился с Л. Яначеком (впоследствии стал его близким другом); в 1874–77 служил органистом в ц. Св. Адальберта Пражского. В течение 5 лет получал стипендию Австр. мин-ва культуры и образования (её назначению способствовали И. Брамс и Э. Ганслик).
Ранние произведения Д. отмечены влиянием музыки венских классиков, Р. Вагнера (особенно опера «Альфред», 1870). Поиски собств. стиля, самобытной слав. интонационности относятся к 1870-м гг., когда Д. завершил 2-ю ред. (с новой музыкой) оперы «Король и угольщик» (премьера – 1874, Временный театр), написал патриотич. гимн «Наследники Белой горы» для хора и оркестра на стих. В. Галека (1872), одноактную комич. оперу «Упрямцы» (1874), симфонии Es-dur (1873), d-moll (1874), F-dur (1875), фп. квинтет A-dur, Ноктюрн для струнного оркестра (оба 1872), серенаду для струнного оркестра E-dur op. 22, струнный квинтет G-dur (оба 1875), неск. струнных квартетов. «Моравские дуэты» для сопрано и альта с фп. op. 29 и 32 (на нар. тексты, 1876) высоко оценил И. Брамс, рекомендовавший произведения Д. для печати муз. издателю Ф. Зимроку (знакомство композиторов состоялось в 1878 в Вене). В 1878 сразу в двух пражских театрах прошли премьеры оперы «Хитрый крестьянин», созданы 3 Славянские рапсодии для оркестра (D-dur, g-moll, A-dur), серенада для смешанного камерного состава op. 44 (d-moll), 1-й цикл Славянских танцев – самых популярных, национально-характерных сочинений Д. (первоначально для фп. в 4 руки, позднее для оркестра, переложения для разл. составов; 2-й цикл – 1887).
В 1880-х гг. к Д. пришла мировая слава. Осуществлялись постановки его опер «Упрямцы» (1881), «Димитрий» (либр. М. Червинковой-Ригровой на сюжет из рус. истории, 1882, обе – Новый чеш. театр, Прага), «Хитрый крестьянин» (1882, Дрезден; 1883, Гамбург; 1885, Вена). В 1884–96 Д. гастролировал в Англии с авторскими концертами, в 1888 встретился в Праге с П. И. Чайковским, по его приглашению приезжал в Москву и С.-Петербург в 1890 (дирижировал своими сочинениями на концертах ИРМО). Выдающиеся произведения этих лет – кантата «Свадебные рубашки» (по К. Я. Эрбену, 1884), «Цыганские мелодии» для голоса с фп. (1880), «Юмореска» для фп. (1884), фп. трио – f-moll op. 65 (1883) и «Думки» (1891). С 1891 проф., с 1901 директор Пражской конс. (среди учеников – Й. Сук, О. Недбал, В. Новак). В 1892–95 по договору с амер. меценаткой Ж. Тербер возглавлял Нац. конс. в Нью-Йорке. Пребывание в США оказалось для Д. плодотворным: были написаны 9-я симфония e-moll («Из Нового Света», 1893), струнный квартет F-dur («Американский», 1893; в обоих сочинениях воссозданы некоторые характерные интонации афроамериканского и индейского муз. фольклора), струнный квинтет Es-dur (1893), концерт для виолончели с оркестром (1895); в 1895 впервые прозвучала его кантата «Американский флаг» (1892). По возвращении на родину в 1895 Д. активно включился в муз. жизнь. В 1898 и 1899 в Вене были исполнены его симфонич. поэмы «Богатырская песнь» и «Голубка» под упр. Г. Малера; состоялись премьеры опер Д. «Якобинец» (2-я ред., 1898), «Чёрт и Кача» (1899), «Русалка» (1901), «Армида» (1904), первой чеш. оратории «Святая Людмила» (1901). Кульминацией творч. исканий композитора в оперном жанре стала «Русалка» (1901, Прага). Народно-сказочный сюжет, в котором нежная лирика переплетена с юмором и идиллич. картинами природы, идеально соответствовал стилю Дворжака.
В творчестве Д. позднеромантич. стилистика нашла выражение в изяществе, гибкости, изысканности и разнообразии муз. тем, мастерстве оркестрового колорита. Слав. мелодич. характерность сочетается в произведениях Д. с традиц. классико-романтич. приёмами тематич. разработки в «немецких» формах (симфония, камерно-инструментальный ансамбль). Особое место в его творчестве занимает католич. церковная музыка: Stabat Mater (1877, одно из самых трагических его произведений, написание которого совпало с почти одновременной смертью дочери и сына), Псалом 149, Месса D-dur (1887), Реквием (1890), Te Deum (1892). Все эти сочинения написаны для традиц. составов, на традиц. лат. тексты, при этом насыщены чеш. нар. интонациями.