ИЗАИ́
-
Рубрика: Музыка
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ИЗАИ́ (Ysaye, Ysaÿe) Эжен (Эжен Огюст) (16.7.1858, Льеж – 12.5.1931, Брюссель), бельг. скрипач, композитор, дирижёр, педагог, обществ. деятель. Игре на скрипке учился с 4 лет у отца, скрипача и театрального дирижёра, с 7 лет – в Льежской конс. у Д. Хейнберга, затем у Р. Массара, с 1875 – в Брюссельской конс. у Г. Венявского, в 1876–79 – в Париже у А. Вьётана. Творч. индивидуальность И. сформировалась, по его собственным словам, под влиянием А. Г. Рубинштейна, с которым он совершил концертную поездку по Норвегии и Швеции (1881). В 1882–1912 И. почти ежегодно гастролировал в России. Дружеские и творч. отношения связывали его со многими рус. музыкантами (у И. учились М. И. Пресс, М. Г. Эрденко, Н. Мильштейн и др.). В 1886 И. сблизился с франц. композиторами (в т. ч. С. Франком, Э. Шоссоном, К. Дебюсси), стал пропагандировать их творчество. С 1886 проф. Брюссельской конс., в 1888 основал струнный квартет, с 1895 дирижировал организованными им «Концертами Изаи» (существовали до 1940). В 1918–22 руководил симфонич. оркестром в Цинциннати (США). Как скрипач выступал до 1928. Разработанные им проекты Междунар. муз. фонда, междунар. конкурсов были осуществлены лишь после его смерти (в 1937 в Брюсселе состоялся 1-й междунар. конкурс скрипачей им. Изаи, в 1938 – 1-й междунар. конкурс пианистов).
Один из крупнейших скрипачей романтич. направления, И. захватывал экспрессией игры, блеском техники, яркостью муз. образов. Был выдающимся ансамблистом. Для И. написаны Поэма для скрипки с оркестром и Концерт для скрипки, фп. и струнного квартета Э. Шоссона, Соната для скрипки и фп. С. Франка, Струнный квартет К. Дебюсси и др. Сочинения И. для скрипки выдержаны в позднеромантич. стилистике, б. ч. их написана в свободной «поэмной» форме [«Зимняя сказка», «Экстаз», «Элегическая поэма», 6 сонат для скрипки соло (1924), в т. ч. одночастные 3-я («Соната-баллада») и 6-я], звучание инструмента раскрыто с уникальной полнотой и красочностью (вплоть до употребления четвертитонов в 3-й сонате). Творч. принципы И. были развиты Ф. Крейслером; его учениками считали себя также Ж. Тибо, Дж. Энеску. И. принадлежит ряд транскрипций, редакций классич. произведений, каденций к концертам Дж. Б. Виотти, В. А. Моцарта и др. Автор оперы «Шахтёр Пьер» (1931, Льеж).