Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КА́ВОС

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 12. Москва, 2008, стр. 368

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Е. Максимова

КА́ВОС (Cavos) Ка­те­ри­но Аль­бер­то­вич [30.10.1775, Ве­не­ция – 28.4(10.5).1840, С.-Пе­тер­бург], рос. ком­по­зи­тор, ди­ри­жёр, пе­да­гог. По про­ис­хо­ж­де­нию италь­я­нец. Сын ба­лет­мей­сте­ра, ди­рек­то­ра ве­не­ци­ан­ско­го те­ат­ра «Ла Фе­ни­че» А. Ка­во­са. Отец арх. А. Ка­во­са. Учил­ся у ком­по­зи­то­ра и ор­га­ни­ста Ф. Бьян­ки. Сре­ди со­чи­не­ний итал. пе­рио­да: кан­та­та «Ге­рой» (1798), ба­лет «Под­зе­ме­лье, или Ка­те­ри­на в Ка­лу­ге» (Ве­не­ция, 1799). В 1798 прие­хал в С.-Пе­тер­бург в ка­че­ст­ве ка­пель­мей­сте­ра итал. опе­ры, с 1799 слу­жил в Ди­рек­ции имп. те­ат­ров: был ди­ри­жё­ром при­двор­но­го ор­ке­ст­ра, ка­пель­мей­сте­ром итал., франц., рус. опер­ных трупп. С 1822 ин­спек­тор при­двор­ных ор­ке­ст­ров, с 1832 ди­рек­тор му­зы­ки имп. те­ат­ров. Пре­по­да­вал пе­ние в уч-ще Св. Ека­те­ри­ны (с 1803) и Смоль­ном ин-те (с 1811).

Сыг­рал су­ще­ст­вен­ную роль в раз­ви­тии рос. те­ат­ра и ста­нов­ле­нии отеч. опе­ры: вос­пи­тал ряд вы­даю­щих­ся опер­ных пев­цов и ак­тё­ров [в их чис­ле О. А. Пет­ров, П. В. Злов, Г. Ф. Кли­мов­ский (Ива­ниц­кий), В. М. Са­мой­лов, С. В. Са­мой­ло­ва (Чер­ни­ко­ва), Е. С. Сан­ду­но­ва, А. Я. Пет­ро­ва-Во­робь­ё­ва], ор­га­ни­зо­вал мо­ло­дёж­ную труп­пу при Ди­рек­ции имп. те­атров, спо­соб­ст­во­вал рас­ши­ре­нию ре­пер­туа­ра, в т. ч. осу­ще­ст­вил рос. пре­мье­ру опе­ры «Воль­ный стре­лок» К. М. фон Ве­бе­ра (1824), ру­ко­во­дил пре­мье­рой опе­ры «Жизнь за ца­ря» М. И. Глин­ки (1836).

Сре­ди со­чи­не­ний, соз­дан­ных в Рос­сии (все­го св. 50): опе­ры – «Князь-не­ви­дим­ка, или Ли­чар­да-вол­шеб­ник» (либр. Е. Ф. Ли­фа­но­ва, 1805), «Илья Бо­га­тырь» (либр. И. А. Кры­ло­ва, 1806), «Ка­зак-сти­хо­тво­рец» (1812) и «Иван Су­са­нин» (1815; обе на либр. А. А. Ша­хов­ско­го); ба­ле­ты (б. ч. соз­да­ны в со­труд­ни­че­ст­ве с ба­летм. Ш. Дид­ло) – «Зе­фир и Фло­ра» (1808), «Амур и Пси­хея» (1809), «Ацис и Га­ла­тея» (1816), «Ра­уль де Кре­ки» (1819), «Кав­каз­ский плен­ник» (1823, по по­эме А. С. Пуш­ки­на). В пе­ри­од Отеч. вой­ны 1812 на­пи­сал пат­рио­тич. ба­ле­ты-ди­вер­тис­мен­ты: «Опол­че­ние, или Лю­бовь к Оте­че­ст­ву» (1812), «Рус­ские в Гер­ма­нии, или След­ст­вие "Люб­ви к Оте­че­ст­ву"» (1813), «Тор­же­ст­во Рос­сии, или Рус­ские в Па­ри­же» (1814).

Лит.: Зо­тов Р. Био­гра­фия ка­пель­мей­сте­ра Ка­во­са // Ре­пер­ту­ар рус­ско­го те­ат­ра. 1840. Т. 2. Кн. 10; Гра­чев П. В. К. А. Ка­вос // Очер­ки по ис­то­рии рус­ской му­зы­ки 1790–1825. Л., 1956; Кра­сов­ская В.  Рус­ский ба­лет­ный те­атр от воз­ник­но­ве­ния до се­ре­ди­ны XIX в. Л.; М., 1958; Сы­че­ва О. Ка­вос и рус­ский му­зы­каль­ный те­атр пер­вой тре­ти XIX в. // Сти­ле­вые осо­бен­но­сти рус­ской му­зы­ки XIX– XX вв. Л., 1983; Кел­дыш Ю. В. К. А. Ка­вос и рус­ская опе­ра // Ис­то­рия рус­ской му­зы­ки. М., 1986. Т. 4; Со­ко­ло­ва А. М. Ба­лет­ный те­атр // Там же.

Вернуться к началу