Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КЕРУБИ́НИ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 13. Москва, 2009, стр. 607

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Ж. О. Д. Энгр. «Л. Керубини и его муза». 1842. Лувр (Париж).

КЕРУБИ́НИ (Cherubini) Лу­ид­жи (Лу­ид­жи Кар­ло За­но­би Саль­ва­до­ре Ма­рия) (14.9.1760, Фло­рен­ция – 15.3.1842, Па­риж), ком­по­зи­тор и муз. тео­ре­тик. Чл. Ин-та Фран­ции (1815). По про­ис­хо­ж­де­нию италь­я­нец. Пер­во­на­чаль­но учил­ся му­зы­ке у сво­его от­ца, Бар­то­ло­мео Ке­ру­би­ни, ак­ком­па­ниа­то­ра те­ат­ра «Пер­го­ла» (Фло­рен­ция). За­вер­шил муз. об­ра­зо­ва­ние в Бо­ло­нье у Дж. Сар­ти (кон­тра­пункт). Де­бю­ти­ро­вал как цер­ков­ный ком­по­зи­тор (Мес­са, 1773). В 1780 в Алек­сан­д­рии бы­ла по­став­ле­на пер­вая опе­ра-се­риа К. – «Квинт Фа­бий» (либр. А. Дзе­но, пе­ре­ра­бо­та­на в 1783). В 1782–88 пи­сал для те­ат­ров Ита­лии опе­ры-се­риа (в т. ч. «Ад­ри­ан в Си­рии», 1782, «Алек­сандр в Ин­дии», 1784, обе на либр. П. Ме­та­ста­зио) и опе­ры-буф­фа (в т. ч. «Же­них трёх и муж ни од­ной», 1783, либр. Ф. Ли­ви­ньи). В 1784–86 при­двор­ный ком­по­зи­тор в Лон­до­не, где бы­ли по­став­ле­ны пас­тич­чо «Де­мет­рий» (1785, либр. Ме­та­ста­зио), опе­ра-буф­фа «Мни­мая прин­цес­са» (1785, либр. Ли­ви­ньи) и опе­ра-се­риа «Юлий Са­бин» (1786, либр. Ме­та­ста­зио). В 1786 обос­но­вал­ся во Фран­ции, в 1789–92 ди­ри­жи­ро­вал спек­так­ля­ми итал. опер­ной труп­пы в Па­ри­же. Во вре­мя Франц. ре­во­лю­ции кон. 18 в. пи­сал му­зы­ку для мас­со­вых празд­неств, тра­ур­ных це­ре­мо­ний, в т. ч. «Гимн Пан­те­о­ну» (ко дню пе­ре­не­се­ния в Пан­те­он ос­тан­ков Ма­ра­та), «Гимн брат­ст­ву», «Пес­ни Де­ся­то­го ав­гу­ста», а так­же мар­ши для ор­ке­ст­ра Нац. гвар­дии. Пре­по­да­вал в шко­ле Нац. гвар­дии, с 1795 (со дня ос­но­ва­ния) ин­спек­тор и пре­по­да­ва­тель Па­риж­ской конс. (с 1816 проф., в 1822–42 ди­рек­тор). Под его ру­ко­во­дством кон­сер­ва­то­рия ста­ла од­ним из луч­ших муз. учеб­ных за­ве­де­ний Ев­ро­пы. К. при­над­ле­жит ряд муз. трак­та­тов, учеб­ных по­со­бий, в т. ч. «Курс кон­тра­пунк­та и фу­ги» (1835). В позд­нем твор­че­ст­ве са­мо­быт­ны про­из­ве­де­ния пре­им. ду­хов­ных жан­ров.

С Фран­ци­ей свя­зан рас­цвет опер­но­го твор­че­ст­ва К. (пер­вая опе­ра, по­став­лен­ная в Па­ри­же, – «Де­мо­фонт», 1788, либр. Ж. Ф. Мар­мон­те­ля). К. за­вер­шил клас­сич. эпо­ху опер­но­го иск-ва 18 в., син­те­зи­ро­вав луч­шие тра­ди­ции итал. опе­ры (Н. Йом­мел­ли, Т. Тра­эт­та) и ге­ро­ич. дра­мы К. В. Глю­ка. Уже в «Де­мо­фон­те» К. стре­мил­ся к пе­ре­да­че кон­тра­ст­ной ди­на­ми­ки дра­ма­тич. дей­ст­вия, рав­но­ве­сию во­каль­ных и ор­ке­ст­ро­вых пар­тий. Об­раз­цы позд­не­го опер­но­го клас­си­циз­ма – про­из­ве­де­ния К. на ан­тич­ные сю­же­ты: на­сы­щен­ная вы­со­кой па­те­ти­кой «Ме­дея» (1797, либр. Ф. Б. Гоф­ма­на по од­но­им. тра­ге­дии Ев­ри­пи­да, Те­атр «Фей­до», Па­риж), опе­ра-ба­лет «Анак­ре­онт, или Ми­мо­лёт­ная лю­бовь» (1803, либр. К. Р. Мен­ду­за, Па­риж­ская опе­ра). Один из соз­да­те­лей но­во­го муз.-сце­нич. жан­ра – «опе­ры спа­се­ния»: «Ло­до­ис­ка» (1791, либр. К. Ф. Фий­ет-Ло­ро, Те­атр «Фей­до»), «Эли­за, или Пу­те­ше­ст­вие на лед­ни­ки Сен-Бер­на­ра» (1794, либр. Ж. А. де Сен-Ки­ра, там же), «Два дня, или Во­до­воз» (1800, либр. Ж. Буйи, там же). Для опер­но­го сти­ля К. ха­рак­тер­ны му­же­ст­вен­ная про­сто­та и клас­сич. яс­ность, «го­во­ря­щие» ин­ст­ру­мен­таль­ные ре­чи­та­ти­вы, сво­бо­да и вы­ра­зи­тель­ность ме­ло­ди­ки, лейт­мо­ти­вы. Боль­шую роль в эво­лю­ции ин­ст­ру­мен­таль­ной му­зы­ки кон. 18 – нач. 19 вв. сыг­ра­ли увер­тю­ры и ин­тро­дук­ции-ан­трак­ты его опер. Цер­ков­ная му­зы­ка К. от­ли­ча­ет­ся безу­преч­ным по­ли­фо­нич. мас­тер­ст­вом (по­пу­ля­рен Ре­к­ви­ем c-moll, 1816). Му­зы­ку К. вы­со­ко це­ни­ли Л. ван Бет­хо­вен и М. И. Глин­ка.

Сре­ди др. со­чи­не­ний: 6 квар­те­тов (1814, 1829, 1834, 1835, 1835, 1837), квин­тет (1837); для фп. – Фан­та­зия (1810), 6 со­нат; для го­ло­са – 77 ро­ман­сов, нок­тюр­ны, кан­цо­ны, пес­ни, оды, 2-, 3-, 4-го­лос­ные ка­но­ны и др. На­граж­дён ор­де­ном По­чёт­но­го ле­гио­на (1842).

Соч.: Cours de contrepoint et de fugue. P., 1835.

Лит.: Bellasis E. Cherubini: Memorials illu­stra­tive of his life. L., 1874. N. Y., 1971; Ho­henemser R. L. Cherubini. Sein Leben, seine Werke. Lpz., 1913. Wiesbaden, 1969; Confa­lonieri G. Prigionia di un artista: il romanzo di L. Cherubini. Mil., 1948. Vol. 1–2; Schlit­zer F. Ricerche su Cherubini. Siena, 1954; Алек­сан­д­ро­ва В. Л. Ке­ру­би­ни // Со­вет­ская му­зы­ка. 1960. № 10; Хох­лов­ки­на А. А. За­пад­но­ев­ро­пей­ская опе­ра. Кон. XVIII – пер­вая пол. XIX в. М., 1962; Му­зы­ка фран­цуз­ской ре­во­лю­ции XVIII в. Бет­хо­вен. М., 1967; Cheru­bi­ni. Leben und Werk. Regensburg, 1972; Асафь­ев Б. В. Глин­ка. М.; Л., 1977; Della Croce V. Cherubini e i musicisti italiani del suo tempo. Torino, 1983–1986. Vol. 1–2; Адан А. Ш. Вос­по­ми­на­ния му­зы­кан­та. М., 2003.

Вернуться к началу