КЕРУБИ́НИ
-
Рубрика: Музыка
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КЕРУБИ́НИ (Cherubini) Луиджи (Луиджи Карло Заноби Сальвадоре Мария) (14.9.1760, Флоренция – 15.3.1842, Париж), композитор и муз. теоретик. Чл. Ин-та Франции (1815). По происхождению итальянец. Первоначально учился музыке у своего отца, Бартоломео Керубини, аккомпаниатора театра «Пергола» (Флоренция). Завершил муз. образование в Болонье у Дж. Сарти (контрапункт). Дебютировал как церковный композитор (Месса, 1773). В 1780 в Александрии была поставлена первая опера-сериа К. – «Квинт Фабий» (либр. А. Дзено, переработана в 1783). В 1782–88 писал для театров Италии оперы-сериа (в т. ч. «Адриан в Сирии», 1782, «Александр в Индии», 1784, обе на либр. П. Метастазио) и оперы-буффа (в т. ч. «Жених трёх и муж ни одной», 1783, либр. Ф. Ливиньи). В 1784–86 придворный композитор в Лондоне, где были поставлены пастиччо «Деметрий» (1785, либр. Метастазио), опера-буффа «Мнимая принцесса» (1785, либр. Ливиньи) и опера-сериа «Юлий Сабин» (1786, либр. Метастазио). В 1786 обосновался во Франции, в 1789–92 дирижировал спектаклями итал. оперной труппы в Париже. Во время Франц. революции кон. 18 в. писал музыку для массовых празднеств, траурных церемоний, в т. ч. «Гимн Пантеону» (ко дню перенесения в Пантеон останков Марата), «Гимн братству», «Песни Десятого августа», а также марши для оркестра Нац. гвардии. Преподавал в школе Нац. гвардии, с 1795 (со дня основания) инспектор и преподаватель Парижской конс. (с 1816 проф., в 1822–42 директор). Под его руководством консерватория стала одним из лучших муз. учебных заведений Европы. К. принадлежит ряд муз. трактатов, учебных пособий, в т. ч. «Курс контрапункта и фуги» (1835). В позднем творчестве самобытны произведения преим. духовных жанров.
С Францией связан расцвет оперного творчества К. (первая опера, поставленная в Париже, – «Демофонт», 1788, либр. Ж. Ф. Мармонтеля). К. завершил классич. эпоху оперного иск-ва 18 в., синтезировав лучшие традиции итал. оперы (Н. Йоммелли, Т. Траэтта) и героич. драмы К. В. Глюка. Уже в «Демофонте» К. стремился к передаче контрастной динамики драматич. действия, равновесию вокальных и оркестровых партий. Образцы позднего оперного классицизма – произведения К. на античные сюжеты: насыщенная высокой патетикой «Медея» (1797, либр. Ф. Б. Гофмана по одноим. трагедии Еврипида, Театр «Фейдо», Париж), опера-балет «Анакреонт, или Мимолётная любовь» (1803, либр. К. Р. Мендуза, Парижская опера). Один из создателей нового муз.-сценич. жанра – «оперы спасения»: «Лодоиска» (1791, либр. К. Ф. Фийет-Лоро, Театр «Фейдо»), «Элиза, или Путешествие на ледники Сен-Бернара» (1794, либр. Ж. А. де Сен-Кира, там же), «Два дня, или Водовоз» (1800, либр. Ж. Буйи, там же). Для оперного стиля К. характерны мужественная простота и классич. ясность, «говорящие» инструментальные речитативы, свобода и выразительность мелодики, лейтмотивы. Большую роль в эволюции инструментальной музыки кон. 18 – нач. 19 вв. сыграли увертюры и интродукции-антракты его опер. Церковная музыка К. отличается безупречным полифонич. мастерством (популярен Реквием c-moll, 1816). Музыку К. высоко ценили Л. ван Бетховен и М. И. Глинка.
Среди др. сочинений: 6 квартетов (1814, 1829, 1834, 1835, 1835, 1837), квинтет (1837); для фп. – Фантазия (1810), 6 сонат; для голоса – 77 романсов, ноктюрны, канцоны, песни, оды, 2-, 3-, 4-голосные каноны и др. Награждён орденом Почётного легиона (1842).