«МОГУ́ЧАЯ КУ́ЧКА»
-
Рубрика: Музыка
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
«МОГУ́ЧАЯ КУ́ЧКА» (Балакиревский кружок, Новая русская музыкальная школа), творческое содружество рус. композиторов во главе с М. А. Балакиревым, сложившееся в кон. 1850-х – нач. 1860-х гг. в С.-Петербурге. Поначалу – вольное объединение одарённых любителей; организаторский талант и муз. эрудиция Балакирева обусловили быстрый проф. рост членов кружка. Помимо Балакирева в «М. к.» входили А. П. Бородин, Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков, примыкали к ней А. С. Гуссаковский, H. H. Лодыженский, Н. В. Щербачёв, со временем отошедшие от композиторской деятельности. Образное наименование «М. к.» дал идеолог кружка В. В. Стасов в ст. «Славянский концерт г. Балакирева» (по поводу концерта в честь слав. делегаций на Всерос. этнографич. выставке 1867). Термин «Новая русская музыкальная школа» предложен самими композиторами «М. к.» в знак преемственности с искусством старших мастеров – М. И. Глинки и А. С. Даргомыжского. Тесно связана с «М. к.» была Л. И. Шестакова (сестра Глинки и пропагандист его сочинений). Центром музыкально-просветительской деятельности «М. к.» явилась Бесплатная муз. школа (создана в 1862 по инициативе Балакирева и Г. Я. Ломакина), в концертах которой исполнялись произведения членов кружка и близких по направлению рус. и зарубежных композиторов.
Деятельность «М. к.» – важнейший этап в развитии рус. музыки, определивший её пути в кон. 19 – нач. 20 вв. Её высшие достижения связаны с жанром оперы («Борис Годунов» и «Хованщина» М. П. Мусоргского, «Князь Игорь» А. П. Бородина, «Псковитянка», «Снегурочка» и «Садко» Н. А. Римского-Корсакова). В симфонич. творчестве композиторов «М. к.» важную роль выполняют программно-изобразит. и жанровые элементы (симфонии Бородина и М. А. Балакирева; симфонич. произведения Римского-Корсакова). В камерном вокальном творчестве психологизм и поэтич. одухотворённость сочетаются с острой жанровой характерностью, драматизмом. В камерных инструментальных жанрах произведения выдающейся худож. ценности были созданы только Бородиным (2 струнных квартета, фп. квинтет). В области фп. музыки колористич. своеобразием отличается фантазия «Исламей» Балакирева, глубиной, оригинальностью замысла и совершенством воплощения – цикл «Картинки с выставки» Мусоргского.
Опора на архаич. фольклор (включая вновь открытые былинные напевы, календарные и др. обрядовые песни), знаменный распев, напевы паралитургич. духовных стихов, стилизация (вслед за Глинкой) интонаций и ритмов вост. музыки обусловили особенности муз. языка наиболее одарённых представителей «М. к.» – А. П. Бородина, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова. Модализмы (в т. ч. симметричные лады), сложные метры, гармонич. и тембровая колористика, др. особенности ритма, гармонии и муз. формы, не вписывавшиеся в эстетич. стереотипы зап.-европ. классико-романтич. музыки и прочно вошедшие в арсенал членов кружка, стали знаком нац. своеобразия рус. композиторской школы, способствовали её мировому признанию, оказав влияние, в частности, на франц. композиторов. Принципы гармонизации нар. песенных мелодий были выработаны Балакиревым в сб. «40 русских народных песен» (на основе собств. записей, сделанных во время поездки по Волге с поэтом Н. В. Щербиной в 1860).
Новаторская устремлённость членов «М. к.» сближала их с зап.-европ. романтиками – Г. Берлиозом, Ф. Листом. Считая истоком всей новой музыки творчество Л. ван Бетховена, они (особенно Ц. А. Кюи, систематически выступавший в печати) односторонне негативно и предвзято оценивали муз. наследие добетховенского периода, итал. оперу, творчество Р. Вагнера. В рус. муз. жизни 1860-х гг. «М. к.» находилась в конфронтации с Рус. музыкальным об-вом и С.-Петерб. конс. (во главе с А. Г. Рубинштейном). К сер. 1870-х гг. «М. к.» распалась, что в большой мере было вызвано внутр. творч. расхождениями, естеств. самоопределением композиторов кружка и лишь отчасти – душевным кризисом М. А. Балакирева, его временным отходом от активного участия в муз. жизни. С «М. к.» преемственно связан Беляевский кружок.