РОССИ́НИ
-
Рубрика: Музыка
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
РОССИ́НИ (Rossini) Джоаккино (Джоаккино Антонио) (29.2.1792, Пезаро – 13.11.1868, Паси, ныне в черте Парижа; в 1887 перезахоронен в пантеоне ц. Санта-Кроче во Флоренции), итал. композитор, чл. Болонской филармонич. академии (1806). Сын оркестрового музыканта и певицы, с детства играл на разных муз. инструментах. С 1804 в Болонье, пел в церквах, в 1805 исполнил детскую партию в опере «Камилла, или Подземелье» Ф. Паэра. С 1806 учился в Болонском муз. лицее у В. Каведаньи (виолончель), С. Маттеи (контрапункт) и др. Самостоят. изучал партитуры Д. Чимарозы, Й. Гайдна, В. А. Моцарта, писал вставные арии к операм, многочисл. церковные композиции на лат. тексты, сочинил 2 симфонии (ок. 1806, 1808). С нач. 1810-х гг. сочинял оперы (первая – опера-сериа «Деметрий и Полибий», Рим, 1812), до 1829 написал 39 опер. Осн. пути его творчества определили опера-сериа «Танкред» (либр. Г. Росси и Л. Лекки по трагедии Вольтера, 1813, театр «Ла Фениче», Венеция) и опера-буффа «Итальянка в Алжире» (либр. А. Анелли, 1813, театр «Сан-Бенедетто», там же). Вершина комич. дарования Р. и кульминация истории оперы-буффа – написанная всего за 20 дней опера «Альмавива, или Тщетная предосторожность» («Севильский цирюльник»; либр. Ч. Стербини по комедии П. Бомарше и опере Дж. Паизиелло, 1816, театр «Арджентина», Рим). В дальнейшем Р. драматургически и образно обновил жанр оперы-буффа, создав лирико-бытовую муз. комедию «Золушка» (театр «Валле», Рим) и оперу-семисериа «Сорока-воровка» («Ла Скала», Милан; обе 1817). Мастер вокального письма, Р. искал новые решения и в опере-сериа. Впервые в истории оперы обратился к сюжету трагедии У. Шекспира («Отелло, или Венецианский мавр», либр. Ф. Берио ди Сальсы, 1816, театр «Фондо», Неаполь), открыв тем самым новый путь для итал. оперы в целом. Значит. веха на пути преобразования оперы-сериа в нар.-героич. оперу – «Моисей в Египте» (по «Осириде» Ф. Рингьери, 1818–19, театр «Сан-Карло», Неаполь).
В 1820, во время революц. событий в Неаполе, Р. вступил в ряды нац. гвардии. В 1822 вместе с женой, певицей И. Кольбран, уехал на гастроли неаполитанской оперной труппы в Вену (там состоялось знакомство Р. с Л. ван Бетховеном), затем посетил Париж и Лондон. В 1823 в Венеции поставлена муз. трагедия «Семирамида» (по Вольтеру). С 1824 Р. – муз. директор театра «Итальен» в Париже, с 1826 «королевский композитор и генеральный инспектор пения». Творчески усвоив достижения франц. оперного искусства, Р. переработал свою героико-трагич. оперу «Магомет II» (под назв. «Осада Коринфа», 1826, Парижская опера), создал франц. редакцию оперы «Моисей в Египте» («Моисей и фараон», 1827, там же). В новом для Р. жанре франц. комич. оперы написана опера «Граф Ори» (1828, там же). Итогом его исканий стала большая опера «Вильгельм Телль» на сюжет швейц. легенды (либр. Э. де Жуи по Ф. Шиллеру, 1829, там же), над которой Р. работал в обстановке обществ. подъёма в канун Июльской революции 1830. Посетив в 1831 Испанию, Р. вновь обратился к духовным текстам («Stabat mater», в соавторстве с Дж. Тадолини, 1832; 2-я ред. 1841 целиком сочинена Р.), в 1835 создал оригинальный вокальный сб. «Музыкальные вечера» (3 ариетты и 4 дуэта). В 1836–56 жил в Италии, руководил Болонским муз. лицеем, затем вернулся во Францию.
Личность Р. притягивала музыкантов, поэтов, художников; с ним встречались Р. Вагнер, К. Сен-Санс, Ф. Лист, В. В. Стасов. На склоне лет Р. написал «Маленькую торжественную мессу» (1863) и цикл фп. пьес «Грехи старости» (1868).