Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

РОССИ́НИ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 28. Москва, 2015, стр. 684-685

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Дж. Россини. Париж. 1861.

РОССИ́НИ (Rossini) Джо­ак­ки­но (Джо­акки­но Ан­то­нио) (29.2.1792, Пе­за­ро – 13.11.1868, Па­си, ны­не в чер­те Па­ри­жа; в 1887 пе­ре­за­хо­ро­нен в пан­те­о­не ц. Сан­та-Кро­че во Фло­рен­ции), итал. ком­по­зи­тор, чл. Бо­лон­ской фи­лар­мо­нич. ака­де­мии (1806). Сын ор­ке­ст­ро­во­го му­зы­кан­та и пе­ви­цы, с дет­ст­ва иг­рал на раз­ных муз. ин­ст­ру­мен­тах. С 1804 в Бо­ло­нье, пел в церк­вах, в 1805 ис­пол­нил дет­скую пар­тию в опе­ре «Ка­мил­ла, или Под­зе­ме­лье» Ф. Па­эра. С 1806 учил­ся в Бо­лон­ском муз. ли­цее у В. Ка­ве­да­ньи (вио­лон­чель), С. Мат­теи (кон­тра­пункт) и др. Са­мо­сто­ят. изу­чал пар­ти­ту­ры Д. Чи­ма­ро­зы, Й. Гайд­на, В. А. Мо­цар­та, пи­сал встав­ные арии к опе­рам, мно­го­числ. цер­ков­ные ком­по­зи­ции на лат. тек­сты, со­чи­нил 2 сим­фо­нии (ок. 1806, 1808). С нач. 1810-х гг. со­чи­нял опе­ры (пер­вая – опе­ра-се­риа «Де­мет­рий и По­ли­бий», Рим, 1812), до 1829 на­пи­сал 39 опер. Осн. пу­ти его твор­че­ст­ва оп­ре­де­ли­ли опе­ра-се­риа «Тан­кред» (либр. Г. Рос­си и Л. Лек­ки по тра­ге­дии Воль­те­ра, 1813, те­атр «Ла Фе­ни­че», Ве­не­ция) и опе­ра-буф­фа «Италь­ян­ка в Ал­жи­ре» (либр. А. Анел­ли, 1813, те­атр «Сан-Бе­не­дет­то», там же). Вер­ши­на ко­мич. да­ро­ва­ния Р. и куль­ми­на­ция ис­то­рии опе­ры-буф­фа – на­пи­сан­ная все­го за 20 дней опе­ра «Аль­ма­ви­ва, или Тщет­ная пре­дос­то­рож­ность» («Се­виль­ский ци­рюль­ник»; либр. Ч. Стер­би­ни по ко­ме­дии П. Бо­мар­ше и опе­ре Дж. Паи­зи­ел­ло, 1816, те­атр «Ард­жен­ти­на», Рим). В даль­ней­шем Р. дра­ма­тур­ги­че­ски и об­раз­но об­но­вил жанр опе­ры-буф­фа, соз­дав ли­ри­ко-бы­то­вую муз. ко­ме­дию «Зо­луш­ка» (те­атр «Вал­ле», Рим) и опе­ру-се­ми­се­риа «Со­ро­ка-во­ров­ка» («Ла Ска­ла», Ми­лан; обе 1817). Мас­тер во­каль­но­го пись­ма, Р. ис­кал но­вые ре­ше­ния и в опе­ре-се­риа. Впер­вые в ис­то­рии опе­ры об­ра­тил­ся к сю­же­ту тра­ге­дии У. Шек­спи­ра («Отел­ло, или Ве­не­ци­ан­ский мавр», либр. Ф. Бе­рио ди Саль­сы, 1816, те­атр «Фон­до», Не­аполь), от­крыв тем са­мым но­вый путь для итал. опе­ры в це­лом. Зна­чит. ве­ха на пу­ти пре­об­ра­зо­ва­ния опе­ры-се­риа в нар.-ге­ро­ич. опе­ру – «Мои­сей в Егип­те» (по «Оси­ри­де» Ф. Рин­гь­е­ри, 1818–19, те­атр «Сан-Кар­ло», Не­аполь).

В 1820, во вре­мя ре­во­люц. со­бы­тий в Не­апо­ле, Р. всту­пил в ря­ды нац. гвар­дии. В 1822 вме­сте с же­ной, пе­ви­цей И. Кольб­ран, уе­хал на га­ст­ро­ли не­апо­ли­тан­ской опер­ной труп­пы в Ве­ну (там со­стоя­лось зна­ком­ст­во Р. с Л. ван Бет­хо­ве­ном), за­тем по­се­тил Па­риж и Лон­дон. В 1823 в Ве­не­ции по­став­ле­на муз. тра­ге­дия «Се­ми­ра­ми­да» (по Воль­те­ру). С 1824 Р. – муз. ди­рек­тор те­ат­ра «Италь­ен» в Па­ри­же, с 1826 «ко­ро­лев­ский ком­по­зи­тор и ге­не­раль­ный ин­спек­тор пе­ния». Твор­че­ски ус­во­ив до­сти­же­ния франц. опер­но­го ис­кус­ст­ва, Р. пе­ре­ра­бо­тал свою ге­рои­ко-тра­гич. опе­ру «Ма­го­мет II» (под назв. «Оса­да Ко­рин­фа», 1826, Па­риж­ская опе­ра), соз­дал франц. ре­дак­цию опе­ры «Мои­сей в Егип­те» («Мои­сей и фа­ра­он», 1827, там же). В но­вом для Р. жан­ре франц. ко­мич. опе­ры на­пи­са­на опе­ра «Граф Ори» (1828, там же). Ито­гом его ис­ка­ний ста­ла боль­шая опе­ра «Виль­гельм Телль» на сю­жет швейц. ле­ген­ды (либр. Э. де Жуи по Ф. Шил­ле­ру, 1829, там же), над ко­то­рой Р. ра­бо­тал в об­ста­нов­ке об­ществ. подъ­ё­ма в ка­нун Июль­ской ре­во­лю­ции 1830. По­се­тив в 1831 Ис­па­нию, Р. вновь об­ра­тил­ся к ду­хов­ным тек­стам («Stabat mater», в со­ав­тор­ст­ве с Дж. Та­до­ли­ни, 1832; 2-я ред. 1841 це­ли­ком со­чи­не­на Р.), в 1835 соз­дал ори­ги­наль­ный во­каль­ный сб. «Му­зы­каль­ные ве­че­ра» (3 ари­ет­ты и 4 ду­эта). В 1836–56 жил в Ита­лии, ру­ко­во­дил Бо­лон­ским муз. ли­це­ем, за­тем вер­нул­ся во Фран­цию.

Лич­ность Р. при­тя­ги­ва­ла му­зы­кан­тов, по­этов, ху­дож­ни­ков; с ним встре­чались Р. Ваг­нер, К. Сен-Санс, Ф. Лист, В. В. Ста­сов. На скло­не лет Р. на­пи­сал «Ма­лень­кую тор­же­ст­вен­ную мес­су» (1863) и цикл фп. пьес «Гре­хи ста­рос­ти» (1868).

Соч.: Избр. пись­ма. Вы­ска­зы­ва­ния. Вос­по­ми­на­ния. Л., 1968; Lettere e documenti. Pe­saro, 1992–1996. Vol. 1–2.

Лит.: Radiciotti G. G. Rossini… Tivoli, 1927–1929. Vol. 1–3; Weinstock H. Rossini: a biography. L., 1968; Брон­фин Е. Ф. Дж. Рос­си­ни. М., 1973; она же. Дж. Рос­си­ни. 2-е изд. Л., 1986; Rognoni L. Rossini. Torino, 1977; Till N. Rossini: his life and times. L., 1987; Osborne R. Rossini. L., 1987; Стер­би­ни Ч. «Се­виль­ский ци­рюль­ник» Дж. Рос­си­ни. 2-е изд. М., 1988; Bassi A. G. Rossini. Padova, 1992; Carli Ballola G. Rossini. Firenze, 1992; Kendall A. G. Rossini: the reluctant hero. L., 1992; D’Amico F. Il teatro di Rossini. Bologna, 1992; Il teatro di Rossini: le nuove edizioni e la messinscena contemporanea. Mil., 1992; La recezione di Rossini ieri e oggi. Roma, 1994; Tortora D. Drammaturgia del Rossini serio. Roma, 1996; Emanuele M. L’ultima stagione italiana: le forme dell’opera seria di Rossini da Napoli a Venezia. Firenze; Torino, 1997.

Вернуться к началу