Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ШАЛЯ́ПИН

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 34. Москва, 2017, стр. 679-680

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Ф.И. Шаляпин. Портрет работы Б.М. Кустодиева. 1921. Мемориальный музей-квартира Ф.И. Шаляпина (С.-Петербург). Мемориальный музей-квартира Ф.И. Шаляпина (С.-Петербург)

ШАЛЯ́ПИН Фё­дор Ива­но­вич [1(13).2.1873, Ка­зань – 12.4.1938, Па­риж, по­хоро­нен там же, пе­ре­за­хо­ро­нен в 1984 в Мо­ск­ве], рос. пе­вец (вы­со­кий бас), ре­жис­сёр, со­лист Е. И. В. (1910), нар. арт. Рес­пуб­ли­ки (1918, ли­шён зва­ния в 1927, воз­вра­ще­но в 1991). Один из круп­ней­ших ар­ти­стов ми­ро­вой опер­ной сце­ны. Из кре­сть­ян. Де­бю­ти­ро­вал как пе­вец в 1890 в пар­тии За­рец­ко­го («Ев­ге­ний Оне­гин» П. И. Чай­ков­ско­го, пост. Ка­зан­ско­го об-ва лю­би­те­лей сце­нич. иск-ва). Про­фес­сио­наль­но за­ни­мал­ся пе­ни­ем с 1892 (у Д. А. Уса­то­ва в Тиф­ли­се). В 1893 пел в Тиф­лис­ском ка­зён­ном те­ат­ре (Рам­фис в опе­ре «Аи­да» Дж. Вер­ди), с 1894 – в С.-Пе­тер­бур­ге в труп­пе Па­на­ев­ско­го те­ат­ра, в 1895–96 – в Ма­ри­ин­ском те­ат­ре (де­бют – Ме­фи­сто­фель в опе­ре «Фа­уст» Ш. Гу­но). На фор­ми­ро­ва­ние творч. лич­но­сти Ш. боль­шое влия­ние ока­зал С. И. Ма­мон­тов и уча­ст­ни­ки его Ча­ст­ной рус­ской опе­ры: ди­ри­жёр С. В. Рах­ма­ни­нов, ху­дож­ни­ки В. М. Вас­не­цов и А. М. Вас­не­цов, М. А. Вру­бель, К. А. Ко­ро­вин, В. А. Се­ров, ис­то­рик В. О. Клю­чев­ский, ар­ти­сты Ма­ло­го те­ат­ра Г. Н. Фе­до­то­ва, О. О. и М. П. Са­дов­ские. Друж­ба Ш. с Рах­ма­ни­но­вым про­дли­лась до кон­ца жиз­ни, од­ним из ре­зуль­та­тов их творч. со­труд­ни­че­ст­ва ста­ла ис­то­рич. по­ста­нов­ка «Жиз­ни за ца­ря» М. И. Глин­ки в моск. Боль­шом те­ат­ре с Ш. в гл. ро­ли (1904). Ш. вы­сту­пал в опе­рах Рах­ма­ни­но­ва [за­глав­ные пар­тии в опе­рах «Але­ко», «Ску­пой ры­царь», пар­тия Лан­чот­то («Фран­че­ска да Ри­ми­ни»)], в кан­та­те «Вес­на» (под упр. ав­то­ра, Ис­то­ри­че­ские рус­ские кон­цер­ты, Па­риж, 1907), ис­пол­нял ро­ман­сы (ему по­свя­щён ро­манс «Судь­ба»).

Из­вест­ность Ш. при­нес­ло со­труд­ни­че­ст­во с ма­мон­тов­ской опе­рой: ле­том 1896 он впер­вые вы­сту­пал в со­ста­ве труп­пы (на Ни­же­го­род­ской яр­мар­ке), в 1896–1899 её со­лист (де­бют – Иван Су­са­нин в «Жиз­ни за ца­ря»). В 1897 впер­вые га­ст­ро­ли­ро­вал в Па­ри­же. В 1899–1914 со­лист моск. Боль­шо­го и пе­терб. Ма­ри­ин­ско­го те­ат­ров. В эти го­ды мно­го га­ст­ро­ли­ро­вал в Ми­ла­не (в 1901 де­бю­ти­ро­вал в «Ла Ска­ла» в за­глав­ной пар­тии опе­ры «Ме­фи­сто­фель» А. Бой­то), Ри­ме, Мон­те-Кар­ло, Оран­же (Фран­ция), Бер­ли­не, Нью-Йор­ке, го­ро­дах Лат. Аме­ри­ки. Уча­ст­во­вал в Ис­то­ри­че­ских рус­ских кон­цер­тах (1907) и спек­так­лях Рус­ских се­зо­нов С. П. Дя­ги­ле­ва, где ис­пол­нил пар­тии (впер­вые за ру­бе­жом): Бо­ри­са Го­ду­но­ва (од­но­им. опе­ра М. П. Му­сорг­ско­го, пер­вый спек­такль Рус­ских се­зо­нов, 1908), Ива­на Гроз­но­го («Пско­ви­тян­ка» Н. А. Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва, 1909), До­си­фея («Хо­ван­щи­на» Му­сорг­ско­го, 1913) и др. С 1914 вы­сту­пал в Опе­ре С.И. Зи­ми­на и ан­тре­при­зе А. Р. Ак­са­ри­на (Пет­ро­град). В 1918–21 худ. рук. Ма­ри­ин­ско­го те­ат­ра (с 1920 ГАТОБ), с 1919 вы­бор­ный чл. ди­рек­ций Боль­шо­го и Ма­ри­ин­ско­го те­ат­ров. С 1920-х гг. жил в Па­ри­же, вы­сту­пал в Па­риж­ской опе­ре, Те­ат­ре Ели­сей­ских По­лей, в «Опе­ра-Ко­мик», да­вал соль­ные кон­цер­ты, а так­же га­ст­ро­ли­ро­вал во мно­гих стра­нах, в т. ч. в Ки­тае и Япо­нии. По­след­ний кон­церт Ш. со­сто­ял­ся 23.6.1937 в Ист­бор­не (Ве­ли­ко­бри­та­ния).

Ш. – ве­ли­чай­ший пред­ста­ви­тель рус. опер­ной шко­лы. Об­ла­дал пе­ву­чим ба­сом (basso cantante) боль­шо­го диа­па­зо­на, чрез­вы­чай­ной гиб­ко­сти и тем­бро­вой вы­ра­зи­тель­но­сти. Во­каль­ный дар со­че­тал­ся с фе­но­ме­наль­ны­ми ак­тёр­ски­ми спо­соб­но­стя­ми, мас­тер­ст­вом пе­ре­во­пло­ще­ния. Опер­ный ре­пер­ту­ар вклю­чал ок. 70 пар­тий, сре­ди ко­то­рых – Мель­ник («Ру­сал­ка» А. С. Дар­го­мыж­ско­го), Фар­лаф («Рус­лан и Люд­ми­ла» М. И. Глин­ки), Га­лиц­кий и Кон­чак («Князь Игорь» А. П. Бо­ро­ди­на), Ва­ряж­ский гость («Сад­ко» Н. А. Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва), Оло­ферн и Ерём­ка («Юдифь» и «Вра­жья си­ла» А. Н. Се­ро­ва), Де­мон («Де­мон» А. Г. Ру­бин­штей­на), Ме­фи­сто­фель («Фа­уст» Ш. Гу­но; «Ме­фи­сто­фель» А. Бой­то), Дон Ба­зи­лио («Се­виль­ский ци­рюль­ник» Дж. Рос­си­ни), Ле­по­рел­ло («Дон Жу­ан» В. А. Мо­цар­та), Фи­липп II («Дон Кар­лос» Дж. Вер­ди), Дон Ки­хот («Дон Ки­хот» Ж. Масс­не).

Зва­ние со­лис­та Е. И. В. да­ва­ло Ш. пра­во быть гл. ре­жис­сё­ром опер на имп. сце­не, в ко­то­рых он уча­ст­во­вал. В чис­ле ре­жис­сёр­ских ра­бот Ш.: в моск. Боль­шом те­ат­ре – «Дон Ки­хот» (1910), «Се­виль­ский ци­рюль­ник» (1913), «Дон Кар­лос» (1917); в Ма­ри­ин­ском те­ат­ре – «Хо­ван­щи­на» (1911), «Мо­царт и Салье­ри» (1919), «Вра­жья си­ла» (1920); на за­ру­беж­ной сце­не – «Пско­ви­тян­ка» («Ла Ска­ла», 1912), «Бо­рис Го­ду­нов» (Чи­ка­го, 1923).

В 1901–36 за­пи­сы­вал­ся на фо­но­граф и грам­пла­стин­ки, сре­ди за­пи­сей – сце­ны из опер («Мо­царт и Саль­е­ри» и др.), ро­ман­сы и пес­ни («Про­рок» Н. А. Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва, «Эле­гия» Ж. Масс­не и др.), рус. нар. пес­ни («Лу­чи­нуш­ка» и др.); все­го им сде­ла­но ок. 500 за­пи­сей, из них ок. 300 – в эмиг­ра­ции. Снял­ся в гл. ро­лях в филь­мах «Царь Иван Ва­силь­е­вич Гроз­ный» («Дочь Пско­ва»; по дра­ме «Пско­ви­тян­ка» Л. А. Мея, реж. А. И. Ива­нов-Гай, 1915, Рос­сия), «Дон Ки­хот» (по дра­ме Г. В. Паб­ста, в по­ста­нов­ке Ш.; 1933, Фран­ция).

Ко­ман­дор ор­де­на По­чёт­но­го ле­гио­на (1934).

Соч.: Стра­ни­цы из мо­ей жиз­ни. Мас­ка и ду­ша. М., 1990.

Лит.: Ста­сов В. В. Ста­тьи о Ша­ля­пи­не. М., 1952; Ни­ку­лин Л. Ф. Ша­ля­пин. М., 1954; Ян­ков­ский М. О. Ша­ля­пин. Л., 1972; Ф. И. Ша­ля­пин. 3-е изд. М., 1976–1979. Т. 1–3; Bo­rov­sky V. Chaliapin: A critical biography. N. Y., 1988; Ле­то­пись жиз­ни и твор­че­ст­ва Ф. И. Ша­ля­пи­на: В 2 кн. 2-е изд. Л., 1988–1989; Ко­ро­вин К. А. Ша­ля­пин: Встре­чи и со­вме­ст­ная жизнь. М., 2014.

Вернуться к началу