ШАЛЯ́ПИН
-
Рубрика: Музыка
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ШАЛЯ́ПИН Фёдор Иванович [1(13).2.1873, Казань – 12.4.1938, Париж, похоронен там же, перезахоронен в 1984 в Москве], рос. певец (высокий бас), режиссёр, солист Е. И. В. (1910), нар. арт. Республики (1918, лишён звания в 1927, возвращено в 1991). Один из крупнейших артистов мировой оперной сцены. Из крестьян. Дебютировал как певец в 1890 в партии Зарецкого («Евгений Онегин» П. И. Чайковского, пост. Казанского об-ва любителей сценич. иск-ва). Профессионально занимался пением с 1892 (у Д. А. Усатова в Тифлисе). В 1893 пел в Тифлисском казённом театре (Рамфис в опере «Аида» Дж. Верди), с 1894 – в С.-Петербурге в труппе Панаевского театра, в 1895–96 – в Мариинском театре (дебют – Мефистофель в опере «Фауст» Ш. Гуно). На формирование творч. личности Ш. большое влияние оказал С. И. Мамонтов и участники его Частной русской оперы: дирижёр С. В. Рахманинов, художники В. М. Васнецов и А. М. Васнецов, М. А. Врубель, К. А. Коровин, В. А. Серов, историк В. О. Ключевский, артисты Малого театра Г. Н. Федотова, О. О. и М. П. Садовские. Дружба Ш. с Рахманиновым продлилась до конца жизни, одним из результатов их творч. сотрудничества стала историч. постановка «Жизни за царя» М. И. Глинки в моск. Большом театре с Ш. в гл. роли (1904). Ш. выступал в операх Рахманинова [заглавные партии в операх «Алеко», «Скупой рыцарь», партия Ланчотто («Франческа да Римини»)], в кантате «Весна» (под упр. автора, Исторические русские концерты, Париж, 1907), исполнял романсы (ему посвящён романс «Судьба»).
Известность Ш. принесло сотрудничество с мамонтовской оперой: летом 1896 он впервые выступал в составе труппы (на Нижегородской ярмарке), в 1896–1899 её солист (дебют – Иван Сусанин в «Жизни за царя»). В 1897 впервые гастролировал в Париже. В 1899–1914 солист моск. Большого и петерб. Мариинского театров. В эти годы много гастролировал в Милане (в 1901 дебютировал в «Ла Скала» в заглавной партии оперы «Мефистофель» А. Бойто), Риме, Монте-Карло, Оранже (Франция), Берлине, Нью-Йорке, городах Лат. Америки. Участвовал в Исторических русских концертах (1907) и спектаклях Русских сезонов С. П. Дягилева, где исполнил партии (впервые за рубежом): Бориса Годунова (одноим. опера М. П. Мусоргского, первый спектакль Русских сезонов, 1908), Ивана Грозного («Псковитянка» Н. А. Римского-Корсакова, 1909), Досифея («Хованщина» Мусоргского, 1913) и др. С 1914 выступал в Опере С.И. Зимина и антрепризе А. Р. Аксарина (Петроград). В 1918–21 худ. рук. Мариинского театра (с 1920 ГАТОБ), с 1919 выборный чл. дирекций Большого и Мариинского театров. С 1920-х гг. жил в Париже, выступал в Парижской опере, Театре Елисейских Полей, в «Опера-Комик», давал сольные концерты, а также гастролировал во многих странах, в т. ч. в Китае и Японии. Последний концерт Ш. состоялся 23.6.1937 в Истборне (Великобритания).
Ш. – величайший представитель рус. оперной школы. Обладал певучим басом (basso cantante) большого диапазона, чрезвычайной гибкости и тембровой выразительности. Вокальный дар сочетался с феноменальными актёрскими способностями, мастерством перевоплощения. Оперный репертуар включал ок. 70 партий, среди которых – Мельник («Русалка» А. С. Даргомыжского), Фарлаф («Руслан и Людмила» М. И. Глинки), Галицкий и Кончак («Князь Игорь» А. П. Бородина), Варяжский гость («Садко» Н. А. Римского-Корсакова), Олоферн и Ерёмка («Юдифь» и «Вражья сила» А. Н. Серова), Демон («Демон» А. Г. Рубинштейна), Мефистофель («Фауст» Ш. Гуно; «Мефистофель» А. Бойто), Дон Базилио («Севильский цирюльник» Дж. Россини), Лепорелло («Дон Жуан» В. А. Моцарта), Филипп II («Дон Карлос» Дж. Верди), Дон Кихот («Дон Кихот» Ж. Массне).
Звание солиста Е. И. В. давало Ш. право быть гл. режиссёром опер на имп. сцене, в которых он участвовал. В числе режиссёрских работ Ш.: в моск. Большом театре – «Дон Кихот» (1910), «Севильский цирюльник» (1913), «Дон Карлос» (1917); в Мариинском театре – «Хованщина» (1911), «Моцарт и Сальери» (1919), «Вражья сила» (1920); на зарубежной сцене – «Псковитянка» («Ла Скала», 1912), «Борис Годунов» (Чикаго, 1923).
В 1901–36 записывался на фонограф и грампластинки, среди записей – сцены из опер («Моцарт и Сальери» и др.), романсы и песни («Пророк» Н. А. Римского-Корсакова, «Элегия» Ж. Массне и др.), рус. нар. песни («Лучинушка» и др.); всего им сделано ок. 500 записей, из них ок. 300 – в эмиграции. Снялся в гл. ролях в фильмах «Царь Иван Васильевич Грозный» («Дочь Пскова»; по драме «Псковитянка» Л. А. Мея, реж. А. И. Иванов-Гай, 1915, Россия), «Дон Кихот» (по драме Г. В. Пабста, в постановке Ш.; 1933, Франция).
Командор ордена Почётного легиона (1934).