ИППОЛИ́ТОВ-ИВА́НОВ
-
Рубрика: Музыка
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ИППОЛИ́ТОВ-ИВА́НОВ (настоящая фамилия Иванов) Михаил Михайлович [7(19).11.1859, с. Троицк близ Гатчины – 28.1.1935, Москва], российский дирижёр, композитор, педагог, народный артист Республики (1922). В 1882 окончил Санкт-Петербургскую консерваторию, по классу сочинения занимался у Н. А. Римского-Корсакова. С того же года жил в Тифлисе, с 1883 возглавлял организованное им Тифлисское отделение ИРМО, с 1886 – Музыкальное училище при нём. В 1884–93 дирижёр оперного театра (впоследствии Грузинский театр оперы и балета). Дирижировал симфоническими концертами и оперными спектаклями, в том числе в 1885 – оперой «Мазепа» П. И. Чайковского, в 1886 – концертом в честь приехавшего в Тифлис Чайковского. В Тифлисе были поставлены первые оперы И.-И. – «Руфь» (1887) и «Азра» (1890, в дальнейшем уничтожена автором), главные партии в которых исполнила его жена – певица В. М. Зарудная (1857–1939).
С 1893 в Москве. В 1895–1901, 1905–17 дирижёр Русского хорового общества. Выступал в симфонических концертах ИРМО, в Исторических концертах, организованных в 1907 С. Н. Василенко, гастролировал в российской провинции. В 1899–1904 музыкальный руководитель и главный дирижёр Товарищества русской частной оперы (Частная русская опера С. И. Мамонтова), где вёл едва ли не весь репертуар, в 1900 дирижировал премьерой своей оперы «Ася» (по И. С. Тургеневу); здесь под его руководством были впервые поставлены оперы Н. А. Римского-Корсакова «Царская невеста» (1899), «Сказка о царе Салтане» (1900), «Кащей Бессмертный» (1902). С 1904 работал в Опере С. И. Зимина (до 1906 главный дирижёр), в 1910 дирижировал премьерой своей оперы «Измена» (по трагедии А. И. Сумбатова-Южина; в 1914 также в петербургском Мариинском театре). В 1916 дирижировал премьерой своей оперы «Оле из Нордланда» в московском Большом театре, в 1925–28 дирижёр этого театра, в 1925–27 также заведующий музыкальной частью, до 1928 заместитель директора по художественной части.
В творчестве опирался на традиции русской классики, главным образом Н. А. Римского-Корсакова. Записывал и изучал грузинский фольклор, на его основе написал «Кавказские эскизы» (1894) и сюиту «Иверия» (1895) для оркестра. Автор церковной музыки на традиционные тексты (Литургия, Всенощная, Псалом 50 «Помилуй мя, Боже», «Взбранной Воеводе»), светской хоровой музыки («Гимн пифагорейцев восходящему солнцу», «Духовный стих о патриархе Гермогене», «Юбилейная кантата Императорской Александровской гимназии» и другие кантаты). Завершил оперу М. П. Мусоргского «Женитьба» (исполнена в 1931 в московском Радиотеатре).
В 1893–1924 профессор, в 1905–18 также директор, в 1919–22 (первый) ректор Московской консерватории, где преподавал гармонию, инструментовку, композицию, вёл оперный класс. Среди учеников И.-И. – С. Н. Василенко, Р. М. Глиэр, А. Б. Гольденвейзер, Н. С. Жиляев, Л. В. Николаев. В 1917 вместе с женой организовал при Московской консерватории Вокальную студию им. П. И. Чайковского (существовала до 1924). В 1924–25 ректор и профессор по классу композиции Тифлисской консерватории, среди учеников – А. М. Баланчивадзе.
Автор статьи «Грузинская народная песня и ее современное состояние» (1895), учебного пособия «Учение об аккордах, их построение и разрешение» (1897; 2-е, расширенное, издание без года), мемуаров «50 лет русской музыки в моих воспоминаниях» (1934).