ГЛАЗУНО́В
-
Рубрика: Музыка
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГЛАЗУНО́В Александр Константинович [29.7(10.8).1865, С.-Петербург – 21.3.1936, Нёйи-сюр-Сен, близ Парижа; в 1972 прах перенесён в некрополь Александро-Невской лавры в Ленинграде], российский композитор, дирижёр, педагог, народный артист Республики (1922). Из семьи книгоиздателей Глазуновых. В 1883 окончил 2-е реальное училище в Санкт-Петербурге. Получил домашнее музыкальное образование, с 1879 занимался у М. А. Балакирева и Н. А. Римского-Корсакова, оказавшего определяющее влияние на формирование Г. как композитора. Успех 1-й симфонии, исполненной под управлением Балакирева в 1882, был упрочен исполнением в том же году 1-го квартета (Глинкинская премия, 1885; до 1903 Г. получал Глинкинскую премию ежегодно). Один из главных участников Беляевского кружка. В 1884 заключил с М. П. Беляевым договор на издание сочинений. В том же году концерт из произведений Г. положил начало Русским симфоническим концертам, организованным Беляевым. Стараниями Беляева 1-я симфония была включена в программу фестиваля в Веймаре (1884), где состоялась встреча Г. с Ф. Листом, сочувственно отнёсшимся к его сочинениям. В 1880-е – нач. 1890-х гг. были созданы ещё 2 симфонии (2-я, 1886; 3-я, 1890) и 2 квартета (2-й, 1884; 3-й, 1888), большая часть программных произведений – симфоническая поэма «Стенька Разин» (1885), фантазия «Море» (1889), картины «Весна» и «Кремль» (обе 1891) и др. В 1887–1888 работал (вместе с Римским-Корсаковым) над завершением сочинений А. П. Бородина: по памяти записал I часть и упорядочил II часть 3-й симфонии, в опере «Князь Игорь» по эскизам Бородина досочинил 3-е действие и по его плану написал Увертюру. В собственном творчестве Г. ориентировался на эстетический и композиционный канон 19 в. (жанры, формы, гармония классико-романтического типа, безупречное голосоведение), принял за исходные нормы симфонизм Бородина, Балакирева и Римского-Корсакова (программность, картинная характеристичность, предпочтение жанрово-определённых тем), овладевал и иными типами инструментального письма. Большое значение в самоопределении Г. имела дружба с «московскими учителями» – П. И. Чайковским (с 1884) и С. И. Танеевым (с 1887). Под влиянием Чайковского музыка Г. обрела широту мелодического дыхания, на его опыте Г. постиг мастерство построения крупных симфонических форм. Танеев пробудил у него вкус к полифонической разработке тематического материала (который соединился с увлечением Г. искусством французского Средневековья). В 1888 Г. впервые встал за дирижёрский пульт, в 1889 дирижировал своими сочинениями в Париже на Всемирной выставке.
В середине 1890-х – середине 1900-х гг. Г. создал свои основные произведения – 4–8-ю симфонии (1893, 1895, 1896, 1902, 1906; 9-я не окончена). Крупнейшему после П. И. Чайковского русскому симфонисту, Г. оказалась близка трагическая проблематика Чайковского (в особенности его 6-й симфонии), воздействие которой заметно в I части 6-й, II части 8-й симфоний. На музыке симфоний сказалось также влияние Р. Вагнера. Г. работал и в других жанрах, создал симфоническую сюиту «Из Средних веков» (1902), Концерт для скрипки с оркестром (1904; вошёл в мировой скрипичный репертуар), 2 фортепианные сонаты. Как и др. русские симфонисты, Г. обращался к балетам (подготовлены Концертными вальсами – № 1, 1893, № 2, 1894, Балетной сюитой, 1894, «Шопенианой», 1892): «Раймонда» (1898), «Барышня-служанка, или Испытание Дамиса» (1900), «Времена года» (1900; все – в Санкт-Петербурге). Среди многих произведений, написанных к разным торжественным датам, выделяются кантаты «Коронационная» (к восшествию на престол императора Николая II, 1895) и «Торжественная» (в память 100-летия А. С. Пушкина, 1899).
С середины 1890-х гг. систематическими стали дирижёрские выступления Г., способствовавшие его международной известности (особый интерес они вызвали в Лондоне и Гамбурге, 1903; сохранилась запись балета «Времена года» под управлением автора, Лондон, 1929). Г. участвовал в подготовке издания сочинений М. И. Глинки, состоял в Дирекции Санкт-Петербургского отделения Императорского Русского музыкального общества (ИРМО) и в его Главной дирекции. По завещанию М. П. Беляева участвовал в Попечительном совете для поощрения русских композиторов и музыкантов (с 1904). С 1899 профессор Санкт-Петербургской консервартории по классу чтения партитур (позднее вёл инструментовку, гармонию, полифонию, ансамбль). В 1905 в знак протеста против увольнения Н. А. Римского-Корсакова покинул консерваторию, вернулся после предоставления ей автономии (в декабре того же года), тогда же избран директором (с 1918 ректор; оставался во главе учебного заведения в течение 23 лет). У Г. учились многие композиторы (среди них – М. О. Штейнберг, Х. Эллер), дирижёры (Н. А. Малько).
Со 2-й половины 1900-х гг. – поздний период творчества, которое сам композитор назвал «заметно остывающим». Г. по-прежнему сочинял музыку для театра (популярен стилизованный Романс Нины из музыки к драме «Маскарад» М. Ю. Лермонтова). Немногие крупные сочинения свидетельствуют, что, сохраняя верность стилю, Г. находил новый интерес в экспериментах с формой (2-й концерт для фортепиано с оркестром, 1917) и в крайнем усложнении контрапунктической техники письма (фуги ор. 101). Г. интересовался современной музыкой (Я. Сибелиус, О. Респиги), но не принимал авторов, вольно обращающихся с традицией (Р. Штраус). 1910-е гг. – время мировой славы Глазунова.
В годы Гражданской войны 1917–22 (визит к Глазунову описал Г. Уэллс в книге «Россия во мгле») стараниями Г. не прекращались занятия в консерватории. В раннесоветскую эпоху он участвовал в новых музыкальных мероприятиях (был избран председателем Всесоюзного конкурса гармошечников), выступал перед массовой аудиторией. Полемика с группой Б. В. Асафьева, требовавшей перемен в преподавании, публичные выпады против Г., защищавшего редакцию Н. А. Римского-Корсакова оперы М. П. Мусоргского «Борис Годунов», были им болезненно восприняты. В 1928 в составе делегации Г. выехал в Вену на Международный конкурс им. Ф. Шуберта и для лечения. В 1929 обосновался в Париже. Много концертировал (Великобритания, Франция, Испания, Португалия, Латвия и др.). В 1930–34 вернулся к композиторской работе (7-й струнный квартет, 1930; Квартет для 4 саксофонов, 1932; Концерт-баллада для виолончели с оркестром, 1931; Концерт для саксофона со струнным оркестром, 1931; Эпическая поэма для оркестра, 1934). Финансовые обстоятельства, тяжёлая общественная атмосфера 1930-х гг., ухудшение здоровья помешали возвращению на родину.
Г. – автор статей, воспоминаний о П. И. Чайковском, Н. А. Римском-Корсакове.