Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БОРОДИ́Н

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2019 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. Б. Воробьёва
А. П. Бородин. Портрет работы И. Е. Репина. 1888. Русский музей (С.-Петербург).

БОРОДИ́Н Алек­сандр Пор­фирь­е­вич [31.10(12.11).1833, Санкт-Пе­тер­бург – 15(27).2.1887, там же], российский ком­по­зи­тор, хи­мик-ор­га­ник, об­щественный дея­тель, доктор ме­ди­ци­ны (1858). Вне­брач­ный сын князя Л. С. Ге­диа­но­ва (мать – пе­тербургская ме­щан­ка А. К. Ан­то­но­ва), при кре­ще­нии за­пи­сан сы­ном ка­мер­ди­не­ра кня­зя – Пор­фи­рия Бо­ро­ди­на. По­лу­чил раз­но­сто­рон­нее до­маш­нее об­ра­зо­ва­ние, в том числе му­зы­каль­ное (иг­рал на фортепиано, флей­те, вио­лон­че­ли), вла­дел не­сколь­ки­ми язы­ка­ми. В 1850–56 учил­ся в Ме­ди­ко-хи­рур­гической ака­де­мии в Санкт-Пе­тер­бур­ге (МХА), как хи­мик-ор­га­ник спе­циа­ли­зи­ро­вал­ся у Н. Н. Зи­нина. В 1856–59 врач-ор­ди­на­тор 2-го во­енно-су­хо­пут­но­го гос­пи­та­ля. В 1859–62 на­хо­дил­ся в на­учной ко­ман­ди­ров­ке в Гер­ма­нии и Фран­ции. С 1862 адъ­юнкт-профессор, с 1864 ор­ди­нар­ный профессор, с 1864 до кон­ца жиз­ни заведующий ка­фед­рой хи­мии МХА, с 1877 академик МХА. Основное на­прав­ле­ние ис­сле­до­ва­ний в об­лас­ти хи­мии – ор­га­нический син­тез. Раз­ра­бо­тал ме­тод по­лу­че­ния бром­за­ме­щён­ных кар­бо­но­вых ки­слот дей­ст­ви­ем бро­ма на се­реб­ря­ные со­ли ки­слот (1861), ны­не так называемая ре­ак­ция Бо­ро­ди­на – Хун­сдик­ке­ра. По­лу­чил пер­вый фто­рор­га­нический га­ло­ге­нан­гид­рид – бен­зо­ил­фто­рид (1862). Ис­сле­до­вал про­дук­ты кон­ден­са­ции аль­де­ги­дов (1863–73). От­крыл (1872) ре­ак­цию аль­доль­ной кон­ден­са­ции (од­но­вре­мен­но с Ш. Вюр­цем). Один из ор­га­ни­за­то­ров Жен­ских вра­чеб­ных кур­сов, где в 1872–85 чи­тал курс хи­мии.

Учась в МХА, мно­го вре­ме­ни от­да­вал му­зы­ке, в том числе уси­лен­но изу­чал по­ли­фо­нию. Музыкальные со­б­ра­ния в до­ме чи­нов­ни­ка и му­зы­кан­та-лю­би­те­ля И. И. Гав­руш­ке­ви­ча (1850–60) ста­ли для Б., по его сло­вам, «серь­ёз­ной и хо­ро­шей шко­лой», а ка­мер­ное му­зи­ци­ро­ва­ние – не­отъ­ем­ле­мой ча­стью ду­хов­ной жиз­ни. Ком­по­зи­тор­ское искусство Б. по­сти­гал са­мо­стоя­тель­но. В его со­чи­не­ни­ях 1850-х – 1-й половины 1860-х гг. (ро­ман­сы, фортепианные пье­сы, ка­мер­ные ан­самб­ли) ощу­ща­ет­ся влия­ние вен­ских клас­си­ков и Ф. Мен­дель­со­на, а так­же русской национальной тра­ди­ции, иду­щей от твор­че­ст­ва М. И. Глин­ки и му­зы­ки городского бы­та. В наи­бо­лее зре­лом из ка­мер­ных со­чи­не­ний это­го пе­рио­да, фортепианном квин­те­те до-ми­нор (1862), впер­вые про­сту­па­ют чер­ты национально-эпического сти­ля. На­хо­дясь за гра­ни­цей, Б. изу­чал но­вей­шую му­зы­ку – Р. Шу­ма­на (во мно­гом бла­го­да­ря сво­ей бу­ду­щей же­не, пиа­ни­ст­ке Е. С. Про­то­по­по­вой, с ко­то­рой Б. по­зна­ко­мил­ся в 1861 в Гей­дель­бер­ге) и Р. Ваг­не­ра; ле­то 1862 про­вёл в Ита­лии, где иг­рал в ор­кест­ре Пи­зан­ской опе­ры. По воз­вра­ще­нии в Рос­сию во­зоб­но­вил дру­же­ские от­но­ше­ния с М. П. Му­сорг­ским (по­зна­ко­ми­лись в 1856). Обу­че­ние у М. А. Ба­ла­ки­ре­ва (по­зна­ко­мил­ся с ним в 1862), уча­стие в творческих со­б­ра­ни­ях Ба­ла­ки­рев­ско­го круж­ка (см. «Мо­гу­чая куч­ка»), об­ще­ние с В. В. Ста­со­вым, А. С. Дар­го­мыж­ским, Л. И. Шес­та­ко­вой (се­ст­рой Глин­ки) спо­соб­ст­во­ва­ли фор­ми­ро­ва­нию музыкально-эс­те­тических взгля­дов Б. как при­вер­жен­ца русской национальной шко­лы. Со­чи­не­ния это­го пе­рио­да [1-я сим­фо­ния, 1867, ис­пол­не­на в 1869 в Санкт-Пе­тер­бур­ге в кон­цер­те Русского музыкального общества (РМО) под управлением Ба­ла­ки­ре­ва; ро­ман­сы «Спя­щая княж­на» и «Пес­ня тём­но­го ле­са», 1867–68] сви­де­тель­ст­ву­ют об об­ре­те­нии Б. пол­ной ком­по­зи­тор­ской са­мо­стоя­тель­но­сти, зна­ме­ну­ют ка­че­ст­вен­ный ска­чок в раз­ви­тии его творческой ин­ди­ви­ду­аль­но­сти.

В 1868–69 впер­вые вы­сту­пил в ро­ли музыкального кри­ти­ка: в газете «Санкт-Пе­тер­бург­ские ве­до­мо­сти» бы­ли опуб­ли­ко­ва­ны три ста­тьи Б. о кон­цер­тах РМО и Бес­плат­ной музыкальной шко­лы; позд­нее на­пи­сал ста­тьи о Ф. Лис­те, с ко­то­рым по­зна­ко­мил­ся в 1877 в Гер­ма­нии и не­од­но­крат­но встре­чал­ся («Мои вос­по­ми­на­ния о Лис­те», 1878, не окон­че­ны; «Лист у се­бя до­ма в Вей­ма­ре», 1883), вос­по­ми­на­ния о М. П. Му­сорг­ском (1881). В 1869 при­сту­пил к ра­бо­те над опе­рой «Князь Игорь» (на сю­жет «Сло­ва о пол­ку Иго­ре­ве», либ­рет­то Б.) и над 2-й сим­фо­ни­ей (впо­след­ст­вии В. В. Ста­сов на­звал её «Бо­га­тыр­ской»).

«В Средней Азии». Клавир. Титульный лист. Издательство М. П. Беляева в Лейпциге.

Боль­шой за­ня­то­стью Б., а так­же вы­со­кой тре­бо­ва­тель­но­стью к се­бе объ­яс­ня­ет­ся ма­лое ко­ли­че­ст­во за­кон­чен­ных музыкальных со­чи­не­ний. Соз­да­ние не­ко­то­рых дли­лось многие го­ды; так, над 2-й сим­фо­ни­ей ком­по­зи­тор ра­бо­тал 7 лет (за­вер­ше­на в 1876, впер­вые ис­пол­не­на в 1877 в кон­цер­те ИРМО под управлением Э. Ф. На­прав­ни­ка), над опе­рой «Князь Игорь» – 18 лет (не окон­че­на). По­след­нее де­ся­ти­ле­тие жиз­ни Б. от­ме­че­но рос­том его из­вест­нос­ти как ком­по­зи­то­ра в Рос­сии и за ру­бе­жом (в 1880 в Ба­ден-Ба­де­не впер­вые за ру­бе­жом со­стоя­лось пуб­лич­ное ис­пол­не­ние его про­из­ве­де­ния – 1-й сим­фо­нии). В 1878–81 он ра­бо­тал над сим­фо­нической кар­ти­ной «В Сред­ней Азии», ро­ман­са­ми и песнями, в 1886 на­чал со­чи­нять 3-ю сим­фо­нию. Во вре­мя по­ез­док за гра­ни­цу сбли­зил­ся с немецкими и французскими му­зы­кан­та­ми; вы­со­ко це­нил его со­чи­не­ния Ф. Лист; для про­па­ган­ды твор­че­ст­ва Б. мно­го сде­ла­ли бель­гий­цы – ди­ри­жёр Т. Жа­дуль (ему Б. по­свя­тил фортепианное скер­цо ми-бе­моль-ма­жор, 1885), пиа­нист­ка и ме­це­нат­ка Л. де Мер­си-Ар­жан­то. Б. умер ско­ро­по­стиж­но от сер­деч­но­го при­сту­па во вре­мя мас­ле­нич­но­го мас­ка­ра­да в МХА.

Ми­ро­воз­зре­ние Б. от­ли­ча­лось ред­кой цель­но­стью, гар­мо­нич­но­стью, для его твор­че­ст­ва ха­рак­тер­ны муд­рая урав­но­ве­шен­ность, ра­цио­на­лизм, яс­ность мыс­ли, стрем­ле­ние к на­уч­но-ху­дожественному ос­мыс­ле­нию жиз­ни. Центральное ме­сто в му­зы­ке Б. за­ни­ма­ют об­ра­зы отечественной ис­то­рии и куль­ту­ры. Русский эпос – важ­ный ори­ен­тир его твор­че­ст­ва, по­вли­яв­ший на вы­бор сю­же­тов, трак­тов­ку жан­ров и прин­ци­пы ком­по­зи­тор­ско­го мыш­ле­ния. Са­мо­быт­ная музыкальная дра­ма­тур­гия Б. ос­но­ва­на на прин­ци­пе со­пос­тав­ле­ния кон­тра­ст­ных об­ра­зов, не­спеш­ном раз­вёр­ты­ва­нии те­ма­тического ма­те­риа­ла, дли­тель­ном пре­бы­ва­нии в од­ном эмо­цио­наль­ном со­стоя­нии. Б. пер­вым во­пло­тил прин­ци­пы эпической дра­ма­тур­гии в сим­фо­ническом жан­ре. При­мер­но в од­но вре­мя с П. И. Чай­ков­ским и Н. А. Рим­ским-Кор­са­ко­вым соз­дал пер­вые об­раз­цы русской клас­сической сим­фо­нии.

Опе­ра «Князь Игорь» объ­е­ди­ня­ет чер­ты эпической опе­ры и ис­то­рической на­род­ной музыкальной дра­мы. Центральная идея, ут­вер­ждаю­щая не­зыб­ле­мые ду­хов­ные цен­но­сти русского на­ро­да, близ­ка опе­ре «Жизнь за ца­ря» М. И. Глин­ки. Изу­чив об­раз­цы народного му­зы­каль­но-по­этического искусства, Б. вос­про­из­вёл в опе­ре ус­той­чи­вые фольк­лор­ные при­зна­ки обоб­щён­но, не при­бе­гая к ци­ти­ро­ва­нию. Хре­сто­ма­тий­ные об­раз­цы сти­ля опе­ры и все­го твор­че­ст­ва Б. (для не­го ха­рак­тер­ны про­стая рель­еф­ная ме­ло­ди­ка, стро­го кон­тро­ли­руе­мое упот­реб­ле­ние хро­ма­ти­ки и мо­даль­ных ла­дов, яс­но очер­чен­ная фор­ма, при­ори­тет ва­риа­ци­он­но­го раз­ви­тия над сим­фо­ни­че­ским) – Плач Яро­слав­ны, Ария Иго­ря, По­ло­вец­кие пля­ски. Со­че­та­ние рус­ско­го и ус­лов­но «вос­точ­но­го» эле­мен­тов (так­же иду­щее от Глин­ки) при­да­ло но­виз­ну и свое­об­ра­зие гар­мо­ни­че­ско­му и ор­ке­ст­ро­во­му пись­му Б., пред­вос­хи­тив­ше­му дос­ти­же­ния западноев­ропейских им­прес­сио­ни­стов (К. Де­бюс­си, М. Ра­ве­ля). 

Ли­рическая сто­ро­на его да­ро­ва­ния наи­бо­лее пол­но рас­кры­лась в ка­мер­ном твор­че­ст­ве – ка­мер­но-во­каль­ных со­чи­не­ни­ях и ин­ст­ру­мен­таль­ных ан­самб­лях. Два струн­ных квар­те­та (ля-ма­жор, 1874–79, и ре-ма­жор, 1881) – клас­сические об­раз­цы русского квар­те­та. Ка­мер­но-во­каль­ное на­сле­дие Б. не­ве­ли­ко по объ­ё­му (около 15 ро­ман­сов и пе­сен), но ох­ва­ты­ва­ет и ори­ги­наль­но пре­лом­ля­ет все важ­ней­шие жан­ры то­го вре­ме­ни; сре­ди со­чи­не­ний: бал­ла­да «Мо­ре» (на собственные сло­ва, 1870), ко­ме­дий­ная бы­то­вая сцен­ка «Спесь» (сло­ва А. К. Тол­сто­го, 1884–85), ли­рический ро­манс «От­ра­вой пол­ны мои пес­ни» (сло­ва Г. Гей­не, 1868), «рус­ская пес­ня» «У лю­дей-то в до­му» (сло­ва Н. А. Не­кра­со­ва, 1881), эле­гия «Для бе­ре­гов от­чиз­ны даль­ной» (сло­ва А. С. Пуш­ки­на, 1881; на­пи­са­на под впе­чат­ле­ни­ем от смер­ти М. П. Му­сорг­ско­го). Б. ввёл в ро­манс эс­те­ти­зи­ро­ван­ные об­ра­зы русского эпо­са («Спя­щая княж­на», «Пес­ня тём­но­го ле­са»).

Опе­ра «Князь Игорь» до­пи­са­на и ор­ке­ст­ро­ва­на по ав­тор­ским эс­ки­зам Н. А. Рим­ским-Кор­са­ко­вым и А. К. Гла­зу­но­вым (пре­мье­ра со­стоя­лась 23.10.1890 в Ма­ри­ин­ском те­ат­ре, в этой ре­дак­ции опе­ра шла десятилетиями). Гла­зу­нов за­пи­сал по па­мя­ти и ор­ке­ст­ро­вал две час­ти 3-й сим­фо­нии. В 20 в. бы­ли пред­при­ня­ты но­вые по­пыт­ки ре­кон­ст­рук­ции опе­ры (П. А. Ламм; в ре­дак­ции Ю. А. Фор­ту­на­то­ва и Е. М. Ле­ва­ше­ва поставлена в 1974 в Виль­ню­се, в 1993 – в Ге­нуе и Мо­ск­ве).

Соч.: Пись­ма. Полн. собр. / Под ред. С. А. Диа­ни­на. М.; Л., 1928–1950. Вып. 1–4; Кри­ти­че­ские ста­тьи / Сост. и вступ. ст. Вл. Про­то­по­по­ва. 2-е изд. М., 1982.

Лит.: Брау­до Е. А. П. Бо­ро­дин. Его жизнь и твор­че­ст­во. П., 1922; Ста­сов В. В. А. П. Бо­ро­дин // Ста­сов В. В. Избр. соч. М., 1952. Т. 3; Диа­нин С. А. Бо­ро­дин: Жиз­не­опи­са­ние, ма­те­риа­лы и до­ку­мен­ты. М., 1955; Со­лов­цо­ва Л. А. Ка­мер­но-ин­ст­ру­мен­таль­ная му­зы­ка А. П. Бо­ро­ди­на. М., 1956; Со­хор А. Н. А. П. Бо­ро­дин. М.; Л., 1965; А. П. Бо­ро­дин в вос­по­ми­на­ни­ях со­вре­мен­ни­ков / Сост., вступ. ст. и ком­мент. А. Зо­ри­ной. М., 1985; Ле­ва­шев Е. О за­гад­ках опе­ры Бо­ро­ди­на и «Сло­ва о пол­ку Иго­ре­ве» // Му­зы­каль­ная жизнь. 1985. № 13–15; Зо­ри­на А. А. П. Бо­ро­дин. М., 1988; Alexander Borodin: sein Leben, seine Musik, seine Schriften. Berlin, 1992; Vijvers W. G. Alexander Borodin: Composer, scientist, educator. Amsterdam, 2013; Булычева А. В. Бородин. М., 2017. 

  • БОРОДИ́Н Александр Порфирьевич [31.10(12.11).1833–15(27).2.1887], рос. композитор, химик-органик, обществ. деятель, д-р медицины (2006)
Вернуться к началу