Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГРИГО́РИЙ БОГОСЛО́В

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 7. Москва, 2007, стр. 750-752

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ГРИГО́РИЙ БОГОСЛО́В (Γρηγόριος Θεο­λόγος), На­зи­ан­зин (греч. Ναζιανζηνός) [ме­ж­ду 326–330, м. Ари­анз, близ г. На­зи­анз, Кап­па­до­кия (совр. Тур­ция) – 389 или 390, там же], свя­ти­тель, ар­хи­еп. Кон­стан­ти­но­поль­ский (ок. 380–381), один из круп­ней­ших бо­го­сло­вов древ­ней Церк­ви, один из кап­па­до­кий­ских от­цов, раз­ра­бо­тав­ших в кон­тек­сте ари­ан­ских спо­ров 4 в. ос­но­вы бо­го­сло­вия Св. Трои­цы, отец и учи­тель Церк­ви, хри­сти­ан­ский свя­той.

Ро­дил­ся в хри­сти­ан­ской се­мье; в 328 или 329 отец Гри­го­рия был из­бран епи­ско­пом На­зи­ан­за, управ­лял ка­фед­рой вплоть до сво­ей смер­ти в 373 или 374. Один из об­ра­зо­ван­ней­ших лю­дей сво­его вре­ме­ни, Г. Б. учил­ся в Ке­са­рии Кап­па­до­кий­ской, за­тем в Ке­са­рии Па­ле­стин­ской, Алек­сан­д­рии, Афи­нах. По воз­вра­ще­нии в На­зи­анз (по­сле 357) Гри­го­рий из­брал уе­ди­не­ние, по­свя­тив се­бя изу­че­нию бо­го­слов­ских тру­дов, од­на­ко позд­нее был ру­ко­по­ло­жен от­цом в пре­сви­те­ры (362); ок. 372, по на­стоя­нию сво­его дру­га свт. Ва­си­лия Ве­ли­ко­го, стал епи­ско­пом г. Са­си­ма. По смер­ти имп. Ва­лен­та Г. Б. – в Кон­стан­ти­но­по­ле, где воз­гла­вил ни­кей­скую пар­тию в ари­ан­ском ок­ру­же­нии. По­сле вос­ше­ст­вия на пре­стол по­кро­ви­тель­ст­во­вав­ше­го ей имп. Фео­до­сия I и ос­лаб­ления по­зи­ций ари­ан Г. Б. был из­бран на Кон­стан­ти­но­поль­скую ка­фед­ру (380). Один из осн. уча­ст­ни­ков Кон­стан­ти­но­поль­ско­го со­бо­ра 381 (2-го Все­лен­ско­го; см. Все­лен­ские со­бо­ры). Ут­вер­ждая ве­ру в Св. Ду­ха, рав­но­че­ст­но­го по бо­же­ст­ву От­цу и Сы­ну, столк­нул­ся с оп­по­зи­ци­ей ста­ро­ни­кей­ской пар­тии, для ко­то­рой пре­им. важ­ным бы­ло ут­вер­жде­ние еди­но­су­щия Сы­на От­цу; вслед­ст­вие кон­флик­тов в сре­де выс­ше­го ду­хо­вен­ст­ва был вы­ну­ж­ден по­ки­нуть сто­лич­ную ка­фед­ру (381). До 383 – на На­зи­анз­ской ка­фед­ре (впо­след­ст­вии на неё был из­бран род­ст­вен­ник Г. Б. – Ев­ла­лий). По­след­ние го­ды жиз­ни про­вёл в се­мей­ном по­ме­стье в Ари­ан­зе, по­свя­тив се­бя лит. тру­ду.

Со­чи­не­ния Г. Б. мож­но раз­де­лить на 3 груп­пы: 45 го­ми­лий (слов, про­по­ве­дей), бо­лее 240 пи­сем, ок. 400 по­эм и сти­хо­тво­ре­ний. Из 45 слов Г. Б. осо­бенно важ­ны Сло­ва 27–31-е, из­вест­ные под назв. «Пять Слов о бо­го­сло­вии», по­свя­щён­ные уче­нию о Св. Трои­це и при­нёс­шие Григорию про­зва­ние Бо­го­сло­ва (впер­вые за­сви­де­тель­ст­во­ва­но в до­ку­мен­тах Хал­ки­дон­ско­го со­бо­ра 451). «Сло­во о по­став­ле­нии епи­ско­пов и о дог­ма­те Св. Трои­цы», а так­же «О со­блю­де­нии доб­ро­го по­ряд­ка в со­бе­се­до­ва­нии о Бо­ге» на­прав­ле­ны на за­щи­ту пра­во­слав­но­го уче­ния о Св. Трои­це в кон­тек­сте анти­ари­ан­ской и ан­ти­ма­ке­до­ни­ан­ской по­ле­ми­ки. Сре­ди про­по­ве­дей, про­из­не­сён­ных по слу­чаю празд­нич­ных дней, осо­бен­но зна­чи­мы сле­дую­щие: на Бо­го­яв­ле­ние, или Ро­ж­де­ст­во Хри­сто­во (Сло­во 38-е), а так­же на Св. Пас­ху (Сло­во 45-е; про­из­не­се­на в Ари­ан­зе в день Пас­хи, по­свя­ще­на объ­яс­не­нию ис­ку­пи­тель­ной жерт­вы Хри­ста). Как ис­то­рич. ис­точ­ник ин­те­рес пред­став­ля­ют над­гроб­ные ре­чи, в ча­ст­но­сти по­хва­ла Ва­си­лию Ве­ли­ко­му (Сло­во 43-е), ре­чи про­тив рим. имп. Юлиа­на От­ступ­ни­ка, со­став­лен­ные уже по­сле его смер­ти, и «Сло­во по по­во­ду бег­ст­ва в Понт» (Сло­во 3-е), пе­ре­ра­бо­тан­ное позд­нее в трак­тат о пас­тыр­ском слу­же­нии.

Боль­шая часть пи­сем Г. Б. да­ти­ру­ет­ся по­след­ни­ми го­да­ми его жиз­ни и но­сит пре­им. ча­ст­ный ха­рак­тер (со­б­ра­ны Г. Б. по прось­бе род­ст­вен­ни­ка Ни­ко­ву­ла). Ис­то­рич. ин­те­рес пред­став­ля­ют пись­ма Г. Б. к свт. Ва­си­лию Ве­ли­ко­му, ве­ро­учи­тель­ный – два пись­ма к Кле­до­нию и од­но к пат­ри­ар­ху Нек­та­рию Кон­стан­ти­но­поль­ско­му (381–397), в ко­то­рых пред­став­ле­ны рас­су­ж­де­ния о при­ро­де Хри­ста и кри­ти­ка уче­ния Апол­ли­на­рия Лао­ди­кий­ско­го (ок. 310–390) (см. Апол­ли­на­ри­ан­ст­во). В сво­их пись­мах Г. Б. сле­до­вал прин­ци­пам эпи­сто­ляр­но­го сти­ля, из­ло­жен­ным в 51-м пись­ме.

По­эмы Г. Б., тра­ди­ци­он­но под­раз­де­ляе­мые на бо­го­слов­ские и ис­то­ри­че­ские, так­же да­ти­ру­ют­ся по­след­ни­ми го­да­ми его жиз­ни, их б. ч. бли­же к ри­то­рич. уп­раж­не­ни­ям, чем к соб­ст­вен­но по­эзии. Осо­бый ин­те­рес пред­став­ля­ет по­этич. ав­то­био­гра­фия Г. Б. Его тво­ре­ния за­ме­ча­тель­ны по бо­го­слов­ской глу­би­не и кра­со­те язы­ка, по­это­му не­ко­то­рые из них ста­ли ча­стью цер­ков­но­го бо­го­слу­же­ния.

Тру­ды Г. Б. ока­за­ли ог­ром­ное влия­ние на хри­сти­ан­ское бо­го­сло­вие по­сле­дую­щих ве­ков, за­тро­нув та­кие его важ­ней­шие ас­пек­ты, как бо­го­по­зна­ние, триа­до­ло­гия, хри­сто­ло­гия, пнев­ма­то­ло­гия, со­те­рио­ло­гия.

Вме­сте с Ва­си­ли­ем Ве­ли­ким и Гри­го­ри­ем Нис­ским Г. Б. ут­вер­ждал аб­со­лют­ную не­дос­туп­ность для че­ло­ве­че­ско­го ра­зу­ма по­зна­ния Бо­же­ст­вен­ной сущ­но­сти. Пред­по­ла­гав­шим воз­мож­ность это­го по­зна­ния уче­ни­ям ев­но­ми­ан, ори­гени­стов и др. кап­па­до­кий­ские от­цы про­ти­во­пос­та­ви­ли апо­фа­тич. бо­го­сло­вие и уче­ние о Трие­ди­ном Бо­ге. В бо­го­слов­ской по­ле­ми­ке Г. Б. ис­поль­зу­ет об­раз вос­хо­дя­ще­го на го­ру Мои­сея в ка­че­ст­ве ал­ле­го­рии стре­мя­щей­ся к Бо­гу ду­ши. Че­ло­век не мо­жет ви­деть Бо­га те­лес­ны­ми оча­ми: во­пло­щён­ный Бог, Хри­стос – Сло­во, став­шее пло­тью, – не толь­ко яв­ля­ет нам Бо­га, но и, по­доб­но ска­ле в эпи­зо­де яв­ле­ния Сла­вы Гос­под­ней Мои­сею (Исх. 33:18–23), ук­ры­ва­ет че­ло­ве­ка от все­по­гло­щаю­ще­го ог­ня Его при­сут­ст­вия. Те­ло Хри­ста – слов­но тём­ное стек­ло, сквозь ко­то­рое мы мо­жем со­зер­цать Бо­га. Т. о., апо­фа­тич. бо­го­сло­вие кап­па­до­кий­цев до­пус­ка­ет лишь от­ри­ца­тель­ные ут­вер­жде­ния о Бо­ге, фак­ти­че­ски опи­сы­вая то, чем Бог не яв­ля­ет­ся; од­на­ко это не уст­ра­ня­ет воз­мож­но­сти су­ще­ст­во­ва­ния по­ло­жи­тель­но­го опы­та: по­зна­ние Бо­же­ст­ва воз­мож­но че­рез Его ве­ли­чие, яв­лен­ное и ви­ди­мое в тва­рях.

Г. Б. от­стаи­вал тро­ич­ность Бо­га. В его опи­са­нии Св. Трои­цы осо­бен­но важ­но, что из­на­чаль­ное един­ст­во Бо­же­ст­ва, име­нуе­мое мо­нар­хи­ей (еди­но­на­ча­ли­ем), – «рав­но­че­ст­ность при­ро­ды, еди­но­ду­шие во­ли, то­ж­де­ст­во дви­же­ния и воз­вра­ще­ние к Еди­но­му Тех, что от Еди­но­го» (Сло­во 29-е, 2) – от­но­сит­ся к Бо­же­ст­ву в це­лом, а не толь­ко к Бо­гу От­цу. Един­ст­во Бо­же­ст­ва со­хра­ня­ет­ся с при­зна­ни­ем трёх рав­ных, со­веч­ных и еди­но­сущ­ных Ипо­ста­сей, или Лиц. Вне на­ру­ше­ния Бо­же­ст­вен­но­го един­ст­ва Лиц это оз­на­ча­ет под­чи­не­ние по от­но­ше­нию, а не по сущ­но­сти. В «Сло­ве на свя­тое Кре­ще­ние» Г. Б. так го­во­рит о Св. Трои­це: «Сие ис­по­ве­да­ние вве­ряю те­бе ны­не, с ним по­гру­жу в ку­пель, с ним и из­ве­ду. Его даю те­бе на всю жизнь то­ва­ри­щем и за­ступ­ни­ком – еди­ное Бо­же­ст­во и еди­ную Си­лу, Ко­то­рая об­ре­та­ет­ся в Трёх еди­нич­но и объ­ем­лет Трёх раз­дель­но, без раз­ли­чия в сущ­но­стях или ес­те­ст­вах, не воз­рас­та­ет и не ума­ля­ет­ся че­рез при­бав­ле­ния и убав­ле­ния, по­всю­ду рав­на, по­всю­ду та же, как еди­ная кра­со­та и еди­ное ве­ли­чие не­ба… Ко­гда со­во­ку­пляю в умо­со­зер­ца­нии Трёх, ви­жу еди­ное све­ти­ло, не умея раз­де­лить или из­ме­рить со­еди­нён­но­го све­та». Для Г. Б. Дух Свя­той есть Бог, третье Ли­цо Св. Трои­цы, еди­но­сущ­ное От­цу и Сы­ну. Три Ли­ца Трои­цы оп­ре­де­ля­ют­ся т. н. ха­рак­те­ри­сти­ка­ми, или свой­ст­ва­ми, по от­но­ше­нию друг к дру­гу. Ка­ж­дая Ипо­стась есть про­яв­ле­ние од­ной и той же Бо­же­ст­вен­ной сущ­но­сти, но при этом ка­ж­дая об­ла­да­ет соб­ст­вен­ны­ми лич­ны­ми ха­рак­те­ри­сти­ка­ми. Отец есть ро­ж­даю­щий и из­во­дя­щий, Сын – ро­ж­дён­ный от От­ца, Дух – ис­хо­дя­щий от От­ца, жи­ву­щий од­ной жиз­нью с не­ро­ж­дён­ным От­цом и рож­дён­ным Сы­ном и об­ла­даю­щий с Ни­ми од­ной и той же Бо­же­ст­вен­ной сущ­но­стью.

Г. Б. при­ни­мал уча­стие в спо­ре о лич­но­сти Хри­ста, ко­то­рый в пол­ную си­лу раз­го­рел­ся толь­ко в 5 в. По­ле­ми­зи­руя с хри­сто­ло­гич. уче­ни­ем Апол­ли­на­рия Лао­ди­кий­ско­го, Г. Б. ут­вер­ждал, что Хри­стос был «все­це­лым» Че­ло­ве­ком, об­ла­дав­шим ду­шой и те­лом че­ло­ве­ка. Хри­сто­ло­гич. взгля­ды Г. Б. из­ло­же­ны в его пись­мах к Кле­до­нию: «Мы не от­де­ля­ем в Нём че­ло­ве­ка от Бо­же­ст­ва, но учим, что один и тот же – пре­ж­де не че­ло­век, но Бог и Сын еди­но­род­ный, пред­веч­ный, не имею­щий ни те­ла, ни че­го-ли­бо те­лес­но­го, а по­том и че­ло­век, вос­при­ня­тый для на­ше­го спа­се­ния, под­ле­жа­щий стра­да­нию по пло­ти, бес­стра­ст­ный по Бо­же­ст­ву, ог­ра­ни­чен­ный по те­лу, не ог­ра­ни­чен­ный по ду­ху, один и тот же – зем­ной и не­бес­ный, ви­ди­мый и умо­пред­став­ляе­мый, вме­сти­мый и не­вме­сти­мый, что­бы все­це­лым че­ло­ве­ком и Бо­гом вос­соз­дан был все­це­лый че­ло­век, пад­ший под грех… Ес­ли кто по­на­де­ял­ся на че­ло­ве­ка, то он дей­ст­ви­тель­но не име­ет ума и не дос­то­ин быть все­це­ло спа­сён, ибо не вос­при­ня­тое не ув­ра­че­вано, но что со­еди­ни­лось с Бо­гом, то и спа­сёт­ся» (По­сла­ние 1-е «К пре­сви­те­ру Кле­до­нию про­тив Апол­ли­на­рия»). Этот ар­гу­мент Г. Б. ос­но­ван на ве­ре в то, что Хри­стос вос­при­нял все­го че­ло­ве­ка с ду­шой и те­лом, ибо «не вос­при­ня­тое не ис­це­ле­но», а сле­до­ва­тель­но, мы не спа­се­ны. Бо­го­сло­вие Хал­ки­дон­ско­го со­бо­ра 451 (4-го Все­лен­ско­го) уточ­ни­ло хри­сто­ло­гич. тер­ми­но­ло­гию, но прин­цип взаи­мо­об­ще­ния свойств двух при­род во Хри­сте, ко­то­рый от­стаи­вал Г. Б., бу­дет по­ло­жен в ос­но­ву уче­ния, при­ня­то­го со­бо­ром.

Древ­ней­шее изо­бра­же­ние Г. Б. пред­став­ле­но фре­ской 7 в. в рос­пи­си рим. ц. Сан­та-Ма­рия-Ан­тик­ва. Об­раз Г. Б. час­то встре­ча­ет­ся в ком­по­зи­ции Со­бо­ра Трёх Свя­ти­те­лей (напр., мо­заи­ка сер. 12 в., Па­ла­тин­ская ка­пел­ла, Па­лер­мо; ико­на «Три свя­ти­те­ля», Псков, 2-я пол. 16 в., ГИМ).

День па­мя­ти в пра­во­слав­ной церк­ви – 25 янв. (7 февр.), а так­же в Со­бо­ре Трёх Свя­ти­те­лей – 30 янв. (12 февр.); в ка­то­лич. церк­ви – 2 янв. Часть мо­щей, пре­бы­вав­шая в со­бо­ре Св. Пет­ра в Ри­ме (с 950 до нач. 13 в. мо­щи пре­бы­ва­ли в церк­вах Кон­стан­ти­но­по­ля), в но­яб. 2004 бы­ла пе­ре­да­на па­пой Рим­ским Иоан­ном Пав­лом II (1978–2005) Кон­стан­ти­но­поль­ско­му пат­ри­ар­ха­ту. Гла­ва Г. Б. пре­бы­ва­ет в Ус­пен­ском со­бо­ре Мо­с­ков­ско­го Крем­ля (с 1653).

Соч.: Migne PG. T. 35–38; Тво­ре­ния. М., 1843–1848. Т. 1–6; Тво­ре­ния. Сер­ги­ев По­сад, 1994. Т. 1–2; Со­б­ра­ние тво­ре­ний. Минск; М., 2000. Т. 1–2.

Лит.: Ага­пит, ар­хи­ман­д­рит. Жизнь св. Гри­го­рия Бо­го­сло­ва, ар­хи­епи­ско­па Кон­стан­ти­но­поль­ско­го, и его пас­тыр­ская дея­тель­ность. СПб., 1869; Го­во­ров А. В. Св. Гри­го­рий Бо­го­слов как хри­сти­ан­ский по­эт. Ка­зань, 1886; Ви­но­гра­дов Н. П. Дог­ма­ти­че­ское уче­ние св. Гри­го­рия Бо­го­сло­ва. Ка­зань, 1887; Fleury E. Saint Grégoire de Nazianze et son temps. P., 1930; Plagnieux J. Saint Grégoire de Nazianze théo­logien. P., 1952; Ruether R. Gregory of Na­zian­zus, rhetor and philosopher. Oxf., 1969; Winslow D. F. The dynamics of salvation: a study in Gregory of Nazianzus. Camb., 1979; Ила­ри­он (Ал­фе­ев), игум. [епи­скоп]. Жизнь и уче­ние св. Гри­го­рия Бо­го­сло­ва. СПб., 2000; Мей­ен­дорф И., прот. Вве­де­ние в свя­то­оте­че­ское бо­го­сло­вие. 4-е изд. К., 2002; Ге­ор­гий Фло­ров­ский, прот. Вос­точ­ные от­цы ­цер­кви. М., 2003.

Вернуться к началу