НОВЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ДВИЖЕНИЯ
-
Рубрика: Религиоведение
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НОВЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ДВИЖЕНИЯ
Термином «новые религиозные движения» («нетрадиционные религии и культы», «возникающие религии», «внеконфессиональные, неканонические верования», «альтернативные религии») обозначаются религ. движения и группы, получившие широкое распространение в 1960–70-х гг. в США, странах Западной Европы, некоторых государствах Азии, а с сер. 1980-х гг. – в России. От традиционных верований ряд новых религ. движений (НРД) отличается нововведениями, существенно расходящимися с вероучительными установками исторических религий. При этом часть НРД (напр., неоориенталистские и неохристианские) используют элементы доктрин традиционных религий – индуизма, буддизма, христианства, отличаясь от них вероучительным синкретизмом, организационным строением и высокой прозелетической активностью. Последователи НРД – верующие первого поколения, хотя у некоторых новых религий есть приверженцы уже в нескольких поколениях. Их верования не только не укоренены в традиции народов страны, нации, региона, но и подчас вступают с ними в конфликт. Исключение составляют приверженцы языческих верований, настаивающие на исторической изначальности их религ. традиции, а также такие, напр., направления, как Вера Бахаи, приверженцы которых постоянно подчёркивают свою миролюбивую позицию. При этом нельзя говорить об устойчивости мировоззрения адептов НРД, поскольку им присущ переход из одной религ. группы в другую, зачастую радикально противоположную. НРД характеризуются наличием и доминирующей ролью в них основателей таких движений или их лидеров, которые часто провозглашают себя божествами или их посланниками (мессиями), принёсшими в мир новое, единственно истинное учение. Несмотря на ряд существенных отличий, у НРД есть и нечто общее: религ. радикализм (радикальное обновление религ. традиции или замена её на совершенно иную), социальная «альтернативность» (стремление трансформировать общественно-политический строй). В последние годы происходит постепенная адаптация НРД к окружающей социокультурной реальности (напр., кришнаиты).
По содержанию вероучительных доктрин значительная часть НРД может быть отнесена к неохристианским (напр., Церковь объединения, Церковь Христа и др.), неоориенталистским (напр., Международное общество сознания Кришны), синкретическим (напр., Церковь сайентологии), оккультно-мистическим и неоязыческим направлениям, течениям и школам. Кроме того, к категории НРД нередко относят и группы сатанистов. По др. классификации, в основе которой лежит географический признак, выделяют восточные, западные и собственно российские НРД. К числу последних могут быть отнесены Богородичный центр, Церковь последнего завета и ряд других. Некоторые из них опирались на крайне произвольное истолкование православия (Богородичный центр). У других основой вероучения стали положения нескольких исторических религий (Церковь последнего завета). Часть НРД имела оккультный характер (Белое братство) или опиралась на наследие отечественного ориентализма (учение супругов Рерихов – Живая этика). Другие пытались реконструировать древние славянские верования. Возникали и оригинальные движения, такие, как уральские «бажовцы», в учении которых переплелись фольклорные мотивы из рассказов их земляка П. П. Бажова и теософские взгляды. Во 2-й пол. 1990-х гг. процесс распространения НРД в России приостановился, их численный состав стабилизировался или пошёл на убыль. Наиболее крупными по числу зарегистрированных общин (на 1.1.2003) являлись: Международное общество сознания Кришны (вайшнавы) – ок. 100 религ. организаций; Церковь Иисуса Христа святых последних дней (мормоны) – 47; Церковь Божией Матери «Державная» (быв. Богородичный центр) – 29; Церковь Христа – 24; Ассоциация «Церквей объединения» (Муна) – 10; Церковь последнего завета («виссарионовцы») – 16.
Распространению в России неорелигиозных движений в значительной мере способствовал глубокий кризис, а затем и распад существовавшей экономической, политической и идеологической системы. Причина популярности многих НРД объясняется и тем, что они в условиях падения тоталитарного строя достаточно быстро адаптировались к социальным ожиданиям рос. населения. Наибольший интерес к религ. экспериментам был проявлен в молодёжной контркультурной среде. Появлению и распространению НРД благоприятствовало и оформление новой модели церковно-государственных отношений, признание права на существование религ. объединений разл. типа. Закон СССР «О свободе совести и религиозных организациях» 1990 позволил НРД распространяться открыто. Наибольший успех сопутствовал тем из них, которые имели хорошую организационную структуру на Западе (Церковь объединения Муна, Церковь сайентологии, Международное общество сознания Кришны). Большинство НРД возникло в России в результате усилий иностранных миссионеров. По разным оценкам, в нач. 21 в. в России было от 250 тыс. до 600 тыс. последователей НРД.
По мере своего распространения в России НРД столкнулись с оппозицией в лице антикультового движения (АКД), выступившего против них как «тоталитарных сект и деструктивных культов». В число сторонников АКД, как правило, входили родственники лиц, пострадавших от асоциальной деятельности некоторых НРД, и те, к кому они обратились за помощью, – психиатры, юристы, духовенство исторических религий. Российское АКД было поддержано большинством рос. традиционных конфессий, а позднее нашло понимание и у ряда гос. структур, что проявилось в принятии в 1997 «Закона о свободе совести и религиозных объединениях», несколько ограничивающего деятельность НРД в России.