Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГО́ФМАН

  • рубрика

    Рубрика: Социология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 7. Москва, 2007, стр. 557

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. В. Грохотов

ГО́ФМАН (Hofmann) Ио­сиф (Юзеф Ка­зи­меж) (20.1.1876, Кра­ков, по др. дан­ным, Под­гу­же, близ Кра­ко­ва – 16.2.1957, Лос-Анд­же­лес), польск. и амер. пиа­нист, пе­да­гог, комп. В ран­нем дет­стве учил­ся у от­ца, опер­но­го ди­ри­жё­ра. С 1883 га­ст­ро­ли­ро­вал в странах Ев­ро­пы как вун­дер­кинд. По­сле три­ум­фаль­ной по­езд­ки по США (1887) вре­мен­но пре­кра­тил вы­сту­п­ле­ния, учил­ся в Бер­ли­не у М. Мош­ков­ско­го (фп.), Г. Ур­ба­на (ком­по­зи­ция), в 1892–94 в Дрез­де­не у А. Г. Ру­бин­штей­на. В 1894 во­зоб­но­вил кон­церт­ную дея­тель­ность, до 1913 поч­ти еже­год­но иг­рал в Рос­сии (в С.-Пе­тер­бур­ге да­вал до 20 кон­цер­тов в се­зон). С 1899 жил в США. В 1926–38 ди­рек­тор Инсти­тута Кёр­тис в Фи­ла­дель­фии (сре­ди уче­ни­ков – А. Чей­зинс, Ш. Чер­кас­ский, П. Ша­лит). По мне­нию мн. со­вре­мен­ни­ков, выс­ший рас­цвет ис­кус­ст­ва Г. при­шёл­ся на 1890–1900-е гг. Про­сла­вил­ся ис­пол­не­ни­ем ро­ман­тич. ре­пер­туа­ра, в осо­бен­но­сти му­зы­ки Ф. Шо­пе­на, Ф. Лис­та, А. Г. Ру­бин­штей­на. Гар­мо­нич­ность и клас­сич. безу­преч­ность во­пло­ще­ния, ко­то­рые час­то па­ра­док­саль­ным об­ра­зом со­че­та­лись с им­про­ви­за­ци­он­но­стью, ока­за­ли боль­шое влия­ние на пиа­ни­стов 1-й пол. 20 в., в т. ч. на С. В. Рах­ма­ни­но­ва (по­свя­тил Г. свой 3-й фп. кон­церт). Ав­тор ок. 100 муз. про­из­ве­де­ний (час­тич­но опуб­ли­ко­ва­ны под псевд. Ми­ха­ил Двор­ский) и двух книг по тео­рии и прак­ти­ке иг­ры на фп. (в рус. пер. – «Фор­те­пи­ан­ная иг­ра. От­ве­ты на во­про­сы о фор­те­пи­ан­ной иг­ре», 1961, 2006).

Лит.: Ба­ри­но­ва М. Н. Вос­по­ми­на­ния о Гоф­ма­не и Бу­зо­ни. М., 2000; Ždžarski J. J. Hof­mann, geniusz zapomniany: dzieciństwo i mło­dość. Bielsko-Biała, 2002.

Вернуться к началу