19 век – начало 20 века
Динамика развития русской муз. культуры на протяжении всего 19 в. привела к изменению её положения в контексте культуры общеевропейской. Время «ученичества», а затем созидания национальной классической школы сменяется эпохой расцвета, когда рус. музыка становится мощной составляющей мировой культуры.
1800–1820-е годы
«Доглинкинский период». Основные направления
На оперной сцене по-прежнему доминируют композиторы-иностранцы; в новых условиях они пишут свои сочинения на русские (или «русифицированные») сюжеты. Небывалый успех венского зингшпиля «Дунайская русалка» Ф. Кауэра (в рус. редакции «Леста, Днепровская русалка») стал поводом к превращению его в оперную тетралогию (постановки 1803, 1804, 1805 и 1807; 3-я и 4-я части написаны С. И. Давыдовым). К ранним образцам рус. сказочной оперы относятся «Князь-невидимка» (1805) и «Илья-богатырь» (1806) К. А. Кавоса.
Свойственный романтизму интерес к прошлому сказался в исторических операх, где национальные мотивы могли присутствовать в картинах старого быта, в театрализации обрядов с народными песнями и плясками («Старинные святки» Ф. Блимы на текст историка и археолога А. Ф. Малиновского, 1800). Наиболее типичны для первых десятилетий 19 в. оперные спектакли героико-патриотической направленности. Под непосредственным впечатлением Отеч. войны 1812 написаны «Иван Сусанин» Кавоса (либр. А. А. Шаховского, 1815), «Мужество киевлянина, или Вот каковы русские» А. Н. Титова (либр. А. Я. Княжнина, 1817), выдержанные в формах «большой оперы» с развёрнутыми ансамблями и ариями (при сохранении разговорных диалогов). Черты оперы присутствуют в оратории «Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы» С. А. Дегтярёва (1811).
Картину музыкально-театральных жанров нач. 19 в. дополняет музыка к спектаклям драматического театра. Сочетание классицистской возвышенности чувств и романтической страстности отличает музыку О. А. Козловского к трагедиям В. А. Озерова («Эдип в Афинах», 1804; «Фингал», 1805), А. А. Шаховского («Дебора», 1810), А. Н. Грузинцева («Царь Эдип», 1811). Исключительную популярность завоевал комедийный жанр водевиля; среди авторов музыки – Кавос (опера-водевиль «Казак-стихотворец» на либр. Шаховского, 1812), в 20-х гг. – А. А. Алябьев и А. Н. Верстовский.
В операх Верстовского идеализированные образы рус. старины сочетаются с лирическими эпизодами и картинами в духе романтической фантастики. В мелодике самой знаменитой его оперы «Аскольдова могила» (по одноимённому роману М. Н. Загоскина, 1835) претворены интонации городских песен и романсов.
Созданием и исполнением романсов в 1-й трети 19 в. было увлечено городское население разных общественных слоёв. В образном мире романса нашли живой отклик тематика и эмоциональный строй поэтической лирики; на муз. стиль повлияли городской песенный фольклор, европейские вокальные и танцевальные жанры (вальс, полонез, баркарола). Популярными были лирические романсы А. Д. Жилина, Н. А. и Н. С. Титовых, М. Л. Яковлева и др. В 1820-х гг., в пору бурного расцвета поэзии, освящённого гением А. С. Пушкина, круг тем и образов вокальной лирики значительно расширяется, обогащаются её выразительные средства. Складывается система жанровых разновидностей романса, среди которых на первый план выходит элегия с присущим ей богатством любовных переживаний, «унылыми» мотивами недостижимости земного счастья, разлада с действительностью (в т. ч. романсы Алябьева). Баллада с её остродраматическими сюжетами и вниманием к «роковым» событиям представлена в вокальном творчестве Верстовского («Чёрная шаль» на стихи Пушкина). Элементы народной лирической песни в музыке романсов А. Е. Варламова («На заре ты её не буди», «Красный сарафан») и А. Л. Гурилёва («Матушка-голубушка», «Колокольчик») отвечали потребности времени (1830–40-е гг.) в «родной красоте».
Хотя в России уже с кон. 18 в. звучали симфонии и увертюры Й. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. Керубини, а позже и Л. ван Бетховена, инструментальное творчество рус. композиторов развивалось в осн. в пределах камерных жанров (в т. ч. 2 квартета и Фортепианное трио Алябьева). В фортепианной музыке наряду с популярным жанром вариаций на народные темы получила распространение лирическая миниатюра, по интонационному строю близкая романсу. На развитие фортепианной школы большое влияние оказала деятельность ирландского пианиста и композитора Дж. Филда, в 1802 обосновавшегося в России. В 30–40-х гг. в фортепианных пьесах Гурилёва, И. И. Геништы, И. Ф. Ласковского появляются развитая фактура, элементы концертного стиля. Традиции И. Е. Хандошкина продолжил скрипач Г. А. Рачинский в жанре «русских песен с вариациями». Большое количество вариаций и др. пьес было написано для гитары, которая приобрела популярность в быту и на концертной эстраде. Основателем рус. гитарной школы был музыкант чешского происхождения А. О. Сихра; среди его последователей – С. Н. Аксёнов, М. Т. Высоцкий.
Концертная жизнь. Салонное музицирование
Любительское музицирование было излюбленной формой досуга в 1-й трети 19 в. Оно не исчерпывалось пением романсов и песен и игрой на инструментах в домашнем быту, но стало необходимой принадлежностью светской жизни. Этот период ознаменован появлением литературно-музыкальных салонов. Высоким уровнем исполнительства отличались знаменитый в 1820-х гг. моск. салон княгини З. А. Волконской и в особенности салон графов Виельгорских (с 1823 в Москве, с 1826 в С.-Петербурге). Дом братьев Матв. Ю. и Мих. Ю. Виельгорских на протяжении нескольких десятилетий был одним из центров муз. жизни России. Здесь впервые звучали многие сочинения западноевропейских композиторов – классиков и романтиков. Музыка от Г. Ф. Генделя и Й. Гайдна до Бетховена и в дальнейшем Г. Берлиоза и Р. Вагнера исполнялась также на муз. вечерах Петерб. филармонического об-ва, основанного в 1802 (функционировало до 1915). Событиями муз. жизни 30–40-х гг. были выступления гастролировавших в России знаменитостей – пианистов С. Тальберга, Ф. Листа, К. Шуман, скрипача А. Вьётана, певицы П. Виардо-Гарсиа.
1830–1850-е годы
Становление музыкальной классики. Глинка. Даргомыжский
Начало классического периода в истории отечественной музыки связано с именем М. И. Глинки. Развитие национальной темы, подготовленное поколениями рус. музыкантов, впервые получило художественно-совершенное воплощение. Вобрав в себя традиции народной и профессиональной русской культуры и опыт западноевропейского искусства, творчество Глинки стало культурным явлением мирового масштаба. Универсализм его гения проявился в жанровом многообразии творчества: оно стало ориентиром для развития национальной оперы, симфонических и камерных жанров. В опере «Жизнь за царя» (1836, в редакции 1939 с новым текстом получила название «Иван Сусанин») героико-патриотическая идея воплотилась в жанре исторической драмы; в опере «Руслан и Людмила» (по Пушкину, 1842) на основе сказочного сюжета разворачивается красочная муз. картина мира, в которой сочетаются восточная роскошь, северная суровость и славянский лиризм. «Камаринская» (1848) и две «испанские увертюры» «Арагонская хота» (1845) и «Ночь в Мадриде» (1851; 1-я ред., 1848) – высокохудожественные образцы одночастных симфонических произведений, основанных на разработке народных песенных и танцевальных тем. Большая роль в творчестве Глинки принадлежит романсам («Элегия» на стихи Е. А. Баратынского, «Венецианская ночь» на стихи И. И. Козлова, «Я помню чудное мгновенье» и др. романсы на стихи А. С. Пушкина, «Попутная песня» на стихи Н. В. Кукольника).
Постановки опер Глинки и его занятия с певцами (он был известным вокальным педагогом, автором «Этюдов», «Упражнений» для голоса, «Школы пения») способствовали выработке осн. принципов отечественной вокальной школы. В операх Глинки наиболее полно раскрылось дарование О. А. Петрова, А. Я. Петровой-Воробьёвой, Е. А. Семёновой, С. С. Гулак-Артемовского, а впоследствии – Ф. И. Стравинского.
Осознание исторической роли Глинки стало отправной точкой для муз. критики, которая в 30–40-х гг., в период появления глинкинских опер, пришла к постановке важнейших эстетических проблем. В частности, В. Ф. Одоевский первым начал серьёзно обсуждать вопросы специфики русского муз. искусства и его места в европейской муз. культуре.
Младший современник Глинки А. С. Даргомыжский близок позициям натуральной школы в литературе. Его опера «Русалка» (по Пушкину, 1855) – первая русская лирико-психологическая драма. В камерно-вокальной музыке Даргомыжского наряду с романсами (напр., «Вертоград» на стихи Пушкина) встречаются драматический монолог («Старый капрал» на стихи П. Беранже), песня с элементом театрализации («Мельник» на стихи Пушкина, «Титулярный советник» на стихи П. И. Вейнберга). Стремление к «правдивому» отображению человеческих характеров, принцип «хочу, чтобы звук прямо выражал слово, хочу правды» привели к выработке муз. языка, основанного на «живых» речевых интонациях, который наиболее последовательно воплощён в декламационной опере «Каменный гость» (на полный текст «маленькой трагедии» Пушкина; начата в 1866, завершена Ц. А. Кюи и Н. А. Римским-Корсаковым).
1860–1890-е годы
Основные направления
Этот период ознаменован расцветом рус. оперы. Наиболее значительные оперы на исторические сюжеты: драмы «Борис Годунов» (по Пушкину и Н. М. Карамзину, 1869; 2-я ред., 1872) и «Хованщина» (1872–80, завершена Римским-Корсаковым, 1883) М. П. Мусоргского; «Псковитянка» (1872; 3-я ред., 1892) и выдержанная в лирическом ключе «Царская невеста» (1898) Римского-Корсакова; «Князь Игорь» А. П. Бородина (начата в 1869, завершена Римским-Корсаковым и А. К. Глазуновым, 1890). Среди опер на легендарно-исторические сюжеты – «Орлеанская дева» П. И. Чайковского (1879), «Юдифь» А. Н. Серова (1862). Блистательным мастером жанра сказочной оперы стал Римский-Корсаков, его ранний шедевр – «весенняя сказка» «Снегурочка» (по А. Н. Островскому, 1881). Поиски «интимной, но сильной драмы» привели Чайковского к созданию лирико-психологических опер, лучшими из которых стали «Евгений Онегин» («лирические сцены», 1878) и «Пиковая дама» (1890) по произведениям Пушкина. К лирической разновидности жанра относится опера А. Г. Рубинштейна «Демон» (по М. Ю. Лермонтову, 1871). В комедийном или лирико-комедийном плане решены оперы на сюжеты Н. В. Гоголя: «Женитьба» и «Сорочинская ярмарка» Мусоргского (не окончены), «Майская ночь» (1879) и «Ночь перед Рождеством» (1895) Римского-Корсакова, «Черевички» Чайковского (1885).
В создании рус. симфонии главную роль сыграли Чайковский и Бородин. Лирико-драматический характер симфоний Чайковского (1-я, «Зимние грёзы», 1866; 4-я, 1877; 5-я, 1888; 6-я, 1893) определяется психологической природой конфликтов, в последних 3 симфониях достигающих потрясающей трагической силы. Эти симфонии стали этапом в развитии драматической («бетховенской») линии европейского симфонизма. Характерная для Чайковского склонность к трагедийным сюжетам и воплощение их в обобщённо-психологическом плане ставит лучшие из его программных сочинений («Ромео и Джульетта» по Шекспиру, 1869; «Франческа да Римини» по Данте, 1876; «Манфред» по Байрону, 1885) в один ряд с симфониями. Классический образец эпического симфонизма – 2-я, «Богатырская», симфония Бородина (1876). Для Римского-Корсакова более типична программность живописно-изобразительного плана: картины природы и образы «восточных» сказок запечатлены с помощью красочной оркестровой звукописи в сюитах «Антар» (1868; окончательная редакция – 1897) и «Шехеразада» (1888). Образы народной фантастики получили блестящее выражение в симфонической картине Мусоргского «Ночь на Лысой горе» (1867). Восходящий к «Камаринской» Глинки жанровый симфонизм, основанный на разработке народных тем, находит воплощение у М. А. Балакирева («Увертюра на темы трёх русских песен», 1858). От «испанских» увертюр Глинки идёт традиция обращения к муз. материалу других национальных культур («Чешская увертюра» Балакирева, 1867; «Итальянское каприччио» Чайковского, 1880; «Испанское каприччио» Римского-Корсакова, 1887).
Инструментальная музыка приобретает всё большее значение с 1870-х гг. Классические образцы камерно-инструментальных ансамблей созданы Чайковским (3 струнных квартета, 1871, 1874, 1876; трио «Памяти великого художника», 1882) и Бородиным (2 струнных квартета, 1879, 1881). Под влиянием успехов рус. пианистической школы появляется ряд оригинальных фортепианных произведений с выраженным национальным колоритом: «Исламей» Балакирева (1869), «Картинки с выставки» Мусоргского (1874), «Времена года» Чайковского (1876). Жанр инструментального концерта с оркестром представлен сочинениями Чайковского (1-й концерт для фп., 1875; Вариации на тему рококо для виолончели, 1876; Концерт для скрипки, 1878), Римского-Корсакова (Концерт для фп., 1883), А. С. Аренского (Концерт, 1882; Фантазия на тему Рябинина, 1899, для фп.).
Блестящие образцы камерно-вокального жанра создали многие великие композиторы. Непосредственностью лирического высказывания отличаются романсы Чайковского («То было раннею весной», «Средь шумного бала» на стихи А. К. Толстого). Лучшие песни Мусоргского представляют собой драматические сцены и социальные зарисовки; в характеристиках человеческих типов сочетаются юмор и лирика, сатира и глубокий трагизм («Светик Савишна», «Семинарист», оба на собственные слова; циклы на слова А. А. Голенищева-Кутузова «Без солнца», 1874, «Песни и пляски смерти», 1877). В романсах и песнях Бородина нашли воплощение разные образные типы – лирические («Для берегов отчизны дальной» на стихи Пушкина), сатирические («Спесь» на слова А. К. Толстого), эпические («Песня тёмного леса» на собственный текст).
Новая русская школа. Чайковский
В кон. 1850-х – нач. 1860-х гг. в С.-Петербурге вокруг М. А. Балакирева, композитора, пианиста, дирижёра, фольклориста, объединились А. П. Бородин, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков, Ц. А. Кюи – группа композиторов, известная как Новая русская школа, Балакиревский кружок или «Могучая кучка». Эстетические позиции Новой русской школы сложились под влиянием демократических веяний эпохи. Идеолог группы критик В. В. Стасов призывал композиторов к «правдивому» изображению «разнообразных типов, характеров и сцен русского народа». Опора на творчество Глинки и Даргомыжского, утверждение идеи национальной самобытности рус. музыки обусловили их пристальный интерес к историческому прошлому России, к песенной культуре крестьянской традиции. К середине 70-х гг. «Могучая кучка» как группа перестала существовать. Её эстетические и стилевые установки были по-своему продолжены в творчестве Римского-Корсакова, Бородина, Мусоргского и композиторов следующего поколения (гл. обр. учеников Римского-Корсакова, которые, по существу, также относятся к Новой русской школе).
В творчестве Римского-Корсакова количественно и качественно преобладала опера. Сложившийся в недрах «Могучей кучки» интерес к истории отражён в ряде опер («Псковитянка», «Царская невеста», обе по Л. А. Мею); актуальное для искусства того времени обращение к фольклору нашло воплощение в «Майской ночи», «Снегурочке», «Ночи перед Рождеством». Характерная для этих опер поэтизация природы, условно-сказочного «прошлого», эстетизация народного быта продолжена в «опере-былине» «Садко» (1896), «Сказке о царе Салтане» (1900, по Пушкину). Во всех своих сочинениях композитор оставался верным эстетическому идеалу красоты, в его понимании неотделимой от нравственного начала, хорошего вкуса и мастерства (в наиболее чистом виде эта идея воплощена в опере «Моцарт и Сальери», 1897, на текст «маленькой трагедии» Пушкина). Главные стилевые признаки музыки Римского-Корсакова – интенсивность колорита и изобразительность. Осн. средства создания колорита – гармония и оркестровка, в т. ч. оркестровая фактура, тембр (вступление к «Садко», «Шехеразада»). Изобразительными могут быть любые средства муз. выразительности: гармония (искусственные лады как характеристики фантастических образов в операх «Садко», «Кащей Бессмертный», «Золотой петушок»), фактура (вступление к 2-му действию «Сказки о царе Салтане», романс «Пророк» на стихи Пушкина), жанр («мазурка звёзд» в 3-м действии «Ночи перед Рождеством»), форма (2-я картина «Садко»; ария Лебедь-птицы из «Сказки о царе Салтане»), оркестровка («три чуда» из 4-го действия «Сказки о царе Салтане»). Эстетика Римского-Корсакова, его гармонические и оркестровые новшества оказали влияние не только на его учеников – А. К. Глазунова, А. К. Лядова, И. Ф. Стравинского, но и на западноевропейских композиторов, в особенности К. Дебюсси и М. Равеля. Благодаря подвижнической деятельности Римского-Корсакова по завершению и оркестровке неоконченных сочинений его современников великие произведения Мусоргского (в т. ч. «Борис Годунов», «Хованщина», «Ночь на Лысой горе») и Бородина («Князь Игорь») вошли в мировой исполнительский репертуар.
Гармоничный взгляд на мир, оптимизм мироощущения, рациональный склад мышления характеризуют Бородина, учёного-химика и композитора. Каждое из немногих его сочинений отличается ясностью и продуманностью замысла, классической закруглённостью форм. Бородин-композитор не стремился к реформам и дерзким новациям, тщательно соразмеряя каждую художественную идею с её композиционно-техническим воплощением. При этом он создал собственный «органически чистый» мелодический и гармонический стиль (Ноктюрн из 2-го квартета, романсы «Спящая княжна», «Морская царевна» на собственные слова). Опера «Князь Игорь» на сюжет «Слова о полку Игореве» примечательна, в частности, оригинальным контрастом русского и условно-восточного элемента. Ориентальный колорит заметен в симфонической картине «В Средней Азии» (1880).
Специфическим для художественного гения Мусоргского было стремление ввести «народную тему» в широкий драматический и исторический контекст, что привело его к необходимости радикального пересмотра жанра традиционной оперы. Реформа оперы нашла своё воплощение в «Борисе Годунове» и «Хованщине». Драматическое действие, по Мусоргскому, – решающий фактор существования жанра, в котором органически сплетаются театр и музыка. Кругу центральных идей «Бориса Годунова» (личная трагедия царя, монументальная народная драма, конфликт властителя и народа как несущая конструкция драматургии) подчинён весь арсенал муз. средств, доступных композитору. Стиль этого произведения являет собой по сути глобальный драматургический эксперимент, охватывающий оперные формы (сцена в корчме), жанры («колыбельная» Юродивого из сцены перед собором Василия Блаженного), особый, декламационный тип мелодики (монологи Бориса), «ненормативную» логику гармонического развития, оркестровку (сцена с курантами). Фортепианный цикл «Картинки с выставки» (иллюстрация сюжетов безвременно ушедшего друга Мусоргского – архитектора и художника В. А. Гартмана) представляет собой ещё один высокохудожественный эксперимент воплощения «русской темы».
Творчество Чайковского, великого лирика, трагика и меланхолика, отмечено интересом к «таинственно-глубоким процессам нашей душевной жизни», охватывает все жанры и всё в целом есть «исповедь души». Основные стилевые качества его сочинений: открытая, непосредственная эмоциональность; главенство лирического начала в мелодике; театральная конкретность образов, всюду, независимо от жанра, достигаемая чисто муз. средствами. Темы в их характерном гармоническом, ритмическом, тембровом обличье становятся действующими силами драмы (4-я, 5-я и 6-я симфонии, 1-й концерт для фп. с оркестром, симфонические поэмы, балеты «Лебединое озеро», 1876, «Щелкунчик», 1892). В операх «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Иоланта» (1891) внешнее сценическое действие играет подчинённую роль, уступая место коллизиям внутренней жизни героев. В предпочтении динамических качеств музыки красочным сказалась ориентация Чайковского на западноевропейскую классику (подтверждённая Серенадой для струнного оркестра, 1880, оркестровой сюитой «Моцартиана», 1887), порой ошибочно толкуемая как «вненациональность» его творчества.
Русская музыка на рубеже веков
Основные направления
Из композиторов старшего поколения в оперном жанре продолжал работать Римский-Корсаков. Среди образцов оперы в творчестве последующих поколений – «Орестея» С. И. Танеева (на античный сюжет, 1894), «Добрыня Никитич» А. Т. Гречанинова (1901), одноактные оперы С. В. Рахманинова «Алеко» (1892), «Скупой рыцарь» (1904; обе по Пушкину), «Франческа да Римини» (1904, по Данте). Последователем Чайковского в области балета был А. К. Глазунов – автор балетов «Раймонда» (1897), «Барышня-служанка» (1898) и «Времена года» (1899), в области оркестровой музыки – Вас. С. Калинников, создатель двух лирических симфоний (1895, 1897). Симфония была центральным жанром и для Глазунова (8 симфоний, 1881–1906). Возрастает роль камерно-инструментальных жанров; лучшие образцы – 6 струнных квартетов (1890–1905) и Фортепианный квинтет (1911) Танеева. На рубеже веков достиг вершины развития инструментальный концерт с оркестром в творчестве Рахманинова (3 концерта для фп., 1891, 1901, 1909) и Глазунова (Концерт для скрипки, 1904). Расцвет рус. фортепианной музыки связан гл. обр. с деятельностью композиторов-пианистов Рахманинова, А. Н. Скрябина, Н. К. Метнера, С. М. Ляпунова.
Новый подъём переживает жанр романса, в творчестве Рахманинова образующий известную параллель с фортепианными пьесами. Лирика рахманиновских романсов отвечала напряжённому тонусу современных чувствований («Весенние воды» на стихи Ф. И. Тютчева; «Сон» на стихи Ф. К. Сологуба; «Маргаритки» на стихи И. Северянина; Вокализ). Для Танеева характерна эстетизация романса («В дымке-невидимке» на стихи А. А. Фета; «Рождение арфы»; «Сталактиты»).
В поисках нравственной опоры рус. музыкальное искусство предреволюционного периода обращается к наследию прошлых эпох, что в наибольшей степени сказалось в хоровой и вокально-симфонической музыке Танеева (кантаты «Иоанн Дамаскин» по А. К. Толстому, 1884; «По прочтении псалма» по А. С. Хомякову, 1915), Рахманинова («Всенощное бдение», 1915).
Петербургская и московская школы
Последние шедевры Римского-Корсакова, созданные уже в 1900-х гг., – «Кащей Бессмертный» (1902), «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (1904) и «Золотой петушок» (по Пушкину, 1907) – отмечены принципиальной новизной стиля и предвещают искания его младших современников. Историко-легендарный и сказочный сюжеты двух последних опер дорастают до грандиозного обобщения в изображении России и её судьбы. В равной мере пророческими оказываются картины распада государства в мрачной сатире «Золотого петушка» и воскресения России в «Сказании о невидимом граде Китеже и деве Февронии» – уникальном для русской оперной сцены образце христианской мистерии.
Возглавляемый Римским-Корсаковым в 1880–90-е гг. Беляевский кружок (в С.-Петербурге) объединил гл. обр. его учеников – А. К. Глазунова, А. К. Лядова, Я. Витола (один из основоположников латышской музыки), Н. Н. Черепнина, Ф. М. Блуменфельда и др. Многочисленность Беляевского кружка свидетельствовала о расширении профессионального «поля» русской композиторской школы. Творившие в период, когда успехи рус. музыки в России и за рубежом становились всё более очевидными, «беляевцы» не претендовали на радикальное новаторство; стилистика их сочинений оставалась, при всей своей новизне, принадлежавшей 19 в. Открытия Римского-Корсакова и др. представителей Новой рус. школы в произведениях Лядова и Глазунова типизировались и обрели статус традиций. Существовали и др. черты, объединявшие творческие позиции как «беляевцев», так и композиторов московской школы: возросшая роль профессионального мастерства, интеллектуализация творчества.
Немногочисленные сочинения Лядова отличаются отточенностью композиторской техники при изысканной гармонии и оркестровке. Художник-миниатюрист, он по-новому трактовал русские сказочные образы, помещая их в красочную импрессионистскую среду (оркестровые пьесы «Баба Яга», 1904, «Волшебное озеро», «Кикимора» – обе 1909). Эстетизация фольклора достигла в его сочинениях своей вершины («Восемь русских народных песен» для оркестра, 1906).
Для творчества Глазунова определяющим оказалось воздействие Римского-Корсакова, Балакирева (программность, картинная характеристичность, жанровая определённость тем), Бородина (эпический симфонизм) и, кроме того, Чайковского и Вагнера. На опыте Чайковского он постиг искусство построения крупных форм и мелодий широкого дыхания. Музыка симфоний Глазунова (6-й, 8-й) отразила и проблематику трагического искусства Чайковского. В балетной музыке («Раймонда» – самое известное его сочинение), концертном жанре (Скрипичный концерт, Концертные вальсы) также сказалось его дарование симфониста. Знатоку классического искусства, высоко ставившему мастерство как элемент художественного творчества, Глазунову близко творчество европейских композиторов прошлых эпох (сюита для оркестра «Из Средних веков», 1902). Феноменальная муз. память Глазунова позволила ему завершить ряд неоконченных произведений рус. композиторов (по памяти дописал увертюру к «Князю Игорю» и 3-ю симфонию Бородина).
К московской школе, восходящей к Чайковскому, причисляют его ученика С. И. Танеева и (условно) А. С. Аренского, С. В. Рахманинова, А. Н. Скрябина, Н. К. Метнера, Вас. С. Калинникова, М. М. Ипполитова-Иванова (в творчестве этих композиторов, особенно Скрябина, заметно сближение петербургской и московской школ). Об эстетических и стилистических основаниях московской школы можно говорить лишь в самом общем плане: это преимущественная ориентация на западноевропейскую классику (Танеев) и фортепианную музыку романтиков (Скрябин, Рахманинов, Метнер), предпочтение драматических свойств музыки колористическим.
В произведениях Танеева на первый план выходит мощное интеллектуальное начало. В области муз. формы характерно соединение совершенной конструкции с динамикой развития, в организации муз. ткани – мастерское владение полифонией. Этическая направленность, свойственная всей деятельности Танеева-музыканта, нашла наивысшее воплощение в кантатах «Иоанн Дамаскин» и «По прочтении псалма», обрамляющих творческий путь композитора. Танеев – автор фундаментального труда по теории полифонии «Подвижной контрапункт строгого письма» (изд-во Беляева в Лейпциге, 1909) – одного из основополагающих в мировой муз. науке.
В кон. 19 в. раскрываются уникальные дарования Рахманинова и Скрябина. Их творчество в равной степени отразило веяния времени, но художественные миры Рахманинова и Скрябина почти не соприкасались.
Творчество Рахманинова сложным образом синтезирует традиции, унаследованные от рус. музыки золотого века. Трагический характер творчества Рахманинова определён столкновением его позитивной и цельной человеческой натуры с фатальными обстоятельствами современной ему реальности. Истинно рус. художник, Рахманинов осознавал неизбежность надвигающихся перемен, ощущал их как гибель России. Эсхатологические предчувствия нашли отражение в его музыке (3-й концерт для фп. с оркестром; «Колокола», 1913; «этюды-картины» для фп.). Важная составляющая творчества Рахманинова – глубинная связь с древней православной культурой («Всенощное бдение», 3-й концерт – вершины рус. музыки). Национальная природа музыки Рахманинова несомненна, однако выражена опосредованно, вне прямых фольклорных заимствований и условно-народных сюжетов. Не выходя формально за рамки традиционного романтического языка, Рахманинов создаёт собственный стиль, легко узнаваемый благодаря гармонии (в т. ч. «рахманиновская субдоминанта»), необычайной широте дыхания и исключительной протяжённости мелодий, особенностям инструментального письма (расширенный динамический диапазон фортепиано, «колокольность» – напр., в фортепианной Прелюдии до-диез минор).
В мировоззрении Скрябина причудливо смешались философские и эстетические, политические и религиозные идеи. Последовательно внедряя в муз. сочинения внемузыкальные концепции, Скрябин проделал типичный для рус. художника эпохи великих перемен путь от ортодоксального православия к мистицизму неопределённо-восточного толка, от революционных идей Г. В. Плеханова к предчувствию близкого конца света и даже болезненному приветствию этого конца. Наиболее важные муз. открытия Скрябина сосредоточены в сфере гармонии. Оттолкнувшись от Шопена и Вагнера, Скрябин полностью исчерпал возможности мажорно-минорной гармонии романтического типа. Гармонические эксперименты Скрябина проложили дорогу к новой модальности. Важнейшие творческие достижения Скрябина лежат в области фортепианной (10 сонат, 1892–1913; прелюдии; поэмы, в т. ч. «К пламени», 1914) и оркестровой музыки (3-я симфония «Божественная поэма», 1903; «Поэма экстаза», 1907). В поздних сочинениях Скрябин был одержим идеей синтеза искусств, понимаемой им в духе некоей «космической» мистерии преображения мира силой искусства с существенной примесью эротизма (симфоническая поэма «Прометей», 1910, интересна как первый опыт светомузыки; эскизы к «Предварительному действию»). Эротические мотивы заметны и в др. сочинениях («Поэма экстаза», 7-я соната).
Музыкальная жизнь. Концертные организации. Образование
Демократические идеи, охватившие общество в кон. 50–60-х гг., способствовали распространению муз. искусства среди широких общественных слоёв. Расширение слушательской аудитории требовало организации регулярной концертной жизни. В 1859 по инициативе А. Г.Рубинштейна было основано Русское музыкальное об-во (РМО, с 1869 Императорское – ИРМО; действовало до 1917), которое проводило циклы симфонических, а затем и камерных концертов, в т. ч. общедоступных. В 1860 пианист и дирижёр Н. Г.Рубинштейн возглавил Моск. отделение РМО, в 60–70-х гг. отделения РМО появились в Киеве, Казани, Харькове, Нижнем Новгороде, Саратове, Пскове, Омске, Тобольске, Томске, в 80–90-х гг. – в Тбилиси, Одессе, Астрахани и др. городах Российской империи. Важную роль в деятельности РМО сыграли Балакирев, Чайковский, Танеев. РМО сыграло неоценимую роль в пропаганде классического наследия и новой музыки западноевропейских и русских композиторов.
Важной стороной деятельности РМО было образование Музыкальных классов, на основе которых открылись первые отечественные консерватории – Петербургская (1862; её профессорами были Римский-Корсаков, Лядов, Глазунов) и Московская (1866; одним из первых профессоров был Чайковский, его преемником стал Танеев). При отделениях РМО открывались муз. школы и училища (впоследствии – консерватории) и в др. городах. В 1862 в С.-Петербурге под руководством Балакирева и хорового дирижёра Г. Я. Ломакина создана Бесплатная муз. школа, целью которой было общедоступное муз. образование.
По частной инициативе были открыты Концертное об-во в С.-Петербурге (основано в 1850 А. Ф. Львовым), Петербургское об-во камерной музыки (основано в 1872 Е. К. Альбрехтом; работало до 1917), Русское хоровое об-во (организовано по инициативе К. К. Альбрехта в 1878; работало до 1915) и др.
Меценатство
Меценатство стало характерным явлением для всей художественной жизни России начиная с 1880-х гг. С. И. Мамонтов в 1885 выступил организатором Московской частной русской оперы (до 1904), в которой сумел объединить крупнейших деятелей рус. искусства; здесь начинал свою карьеру Ф. И. Шаляпин и состоялся как оперный дирижёр С. В. Рахманинов. М. П. Беляев основал нотное издательство для публикации произведений рус. композиторов («М. П. Беляев в Лейпциге», 1885– 1918) и общедоступные «Русские симфонические концерты» (1885), учредил Глинкинскую премию для рус. музыкантов (1884). В доме Беляева в С.-Петербурге в 80–90-х гг. собирался Беляевский кружок. В дальнейшем С. И. Зимин организовал в Москве оперное предприятие («Опера С. И. Зимина») и Музей оперного и театрального искусства (1904).
Исполнительство
Театрально-концертная жизнь в крупных городах приобрела размах мирового уровня. В Россию приезжали крупнейшие дирижёры Р. Вагнер, А. Дворжак, И. Штраус, Г. Малер, Х. фон Бюлов, А. Никиш, скрипачи Г. Венявский Э. Изаи, Ф. Крейслер, пианисты И. Гофман, Т. Лешетицкий, виолончелист П. Касальс, певцы М. Баттистини, Э. Карузо. Европейская школа оказала значительное влияние на формирование отечественного исполнительства: благодаря ей сложился пианистический стиль А. Г. Рубинштейна; учениками Ф. Листа были В. В. Тиманова и А. И. Зилоти; по традиции, учителями сольного пения часто были итальянцы и французы.
В то же время, начиная с 80-х гг., рус. музыка всё больше проникает на концертную эстраду и в муз. театры Европы и Америки. Уже с 1890-х гг. чрезвычайной популярностью за рубежом стала пользоваться музыка Чайковского. Этому способствовал интерес к рус. музыке ряда западных музыкантов, в частности Листа, а также гастрольная деятельность отечественных музыкантов, в особенности А. Г. Рубинштейна. Гастроли рус. музыкантов участились в т. ч. после их успешного выступления на Всемирной выставке в Париже в 1889 (концертами дирижировали Римский-Корсаков и Глазунов). В 1890 в С.-Петербурге по инициативе А. Г. Рубинштейна состоялся первый в истории регулярный международный конкурс музыкантов. Возрос уровень постановок оперных театров, в т. ч. императорских Большого в Москве и Мариинского в С.-Петербурге. На оперной сцене прославились И. В. Ершов, М. И. и Н. Н. Фигнер, М. А. Славина, Н. И. Забела-Врубель, Ф. И. Шаляпин. Признание в России и за рубежом получили дирижёры Э. Ф. Направник, В. И. Сафонов, Ф. М. Блуменфельд, пианисты Танеев, А. Н. Есипова, Зилоти, Рахманинов, Скрябин, Метнер, скрипачи И. В. Гржимали, Л. Ауэр, Ф. Лауб, виолончелисты К. Ю. Давыдов, А. А. Брандуков, А. В. Вержбилович. Во главе этой блестящей исполнительской плеяды стояли два национальных гения – Рахманинов и Шаляпин.
Музыкальная критика
В центре внимания критики находился вопрос о значении и своеобразии национального муз. творчества. В 50–60-х гг. развернулась деятельность В. В. Стасова и А. Н. Серова. Резкие и полемичные, но не всегда объективные оценки новой рус. музыки содержат статьи Ц. А. Кюи. Ценный вклад в истолкование творчества Чайковского внёс Г. А. Ларош, занимавшийся также разработкой вопросов муз. образования. Большое пропагандистское и музыкально-просветительское значение имела деятельность Н. Д. Кашкина, С. Н. Кругликова, позднее В. Г. Каратыгина.